Найти тему
Владимир Гордеев

Поездка в Индию (1984, Великобритания, драма): На волне освободительного движения

Две англичанки (миссис Мор и мисс Квестед) едут в колониальную Индию. Там живет и работает городским судьей сын миссис Мор, Ронни Хислоп. Адела Квестед — его невеста.

У пожилой женщины заказан обратный билет, молодая предполагает задержаться в Индии надолго. Их обеих интересует индийская культура. Интересует в гораздо большей степени, чем Хислопа и других англичан, относящихся к индусам с высокомерным презрением.

Женщины знакомятся с молодым мусульманским врачом, "потомком великих моголов", Азизом. Тот, как и полагается индийцам, — чрезвычайно гостеприимен и в конце концов эта гостеприимность аукнется ему бедой. Он даже не предполагает, насколько стрессовым и разрушительным по последствиям окажется "пикник у висячей скалы", куда он повезет женщин на экскурсию, в окружении многочисленных слуг и специально выписанных гида и разукрашенного слона…

Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)
Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)

"Поездка в Индию" примечательна тем, что стала последним фильмом в удивительно удачной карьере Дэвида Лина, признанного мастера историко-эпического кинематографа. Примечательна она и тем, что лишена "империалистического душка". Лин видел Индию изнутри, разъезжая в поисках пленэра по Бангалору и вдоль Ганги. Поэтому изображает индусов так, как они выглядят на самом деле, — гостеприимные и при этом суетливые, вплоть до угодливости. Однако, разумеется, не все. Редкостным хладнокровием отличается правозащитник из Калькутты, прибывший защищать Азиза на индийско-британском суде, где судьей выступает также индус, но уже "человек Хислопа".

Ну и, безусловно, индусов пронзает самая что ни на есть детская, взрывная обида, ежели что… А повод для обиды есть. Игру Виктора Банерджи, сыгравшего Азиза, можно назвать главным достоянием фильма, притом, что актерский состав вообще силен необычайно.

Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)
Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)

Фильм снят по роману Эдварда Моргана Форстера, английского писателя-гуманиста, написанного на волне национально-освободительного индийского движения. Три экранизации романов Фортера сделал Джеймс Айвори, главный английский "экранизатор". Дэвид Лин поставил фильм по предпоследнему роману писателя (несмотря на то, что Форстер прожил долгую жизнь — больше 90 лет, на его счету не так уж много произведений крупной формы).

И здесь надо отметить одно обстоятельство. Форстер и Лин ставят акцент на том, что мир держится на взрослых, умудренных опытом людях. Ключевые персонажи — миссис Мор и старый философ-индуист, который с равным безразличием относится как к треволнениям Аделы, так и аресту Азиза (то есть, и к англичанам и к индийцам). "Делай, что должен делать, и будь, что будет", как было сказано в "Бхагават Гите". В конце концов, индус оказывается прав. По большому счету, ничего не изменилось. Не стало лучше, не стало хуже. Границы между двумя культурами остались непреодолимы.

Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)
Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)

Форстер сообщает нам через Азиза, что главные герои повествования (ректор англо-индийского колледжа Филдинг и его друг Азиз) не могут быть друзьями до тех пор, пока Индия остается британской колонией (так говорит Азиз). И тут все-таки Лин сглаживает принципиальную остроту финала, фактически превращая его в хэппи-енд. Человеческие отношения, дружба, разум, гуманность в конце концов преодолевают культурные границы, юридические и политические. В романе идеальные человеческие качества воплощены в Филдинге, у Лина — и в Филдинге, и в Азизе, который в романе не был готов, да и не имел права прощать в лице мисс Квестед всех англичан. То есть, у Форстера роман был прогрессивный, а у Лина, при всем драматическом накале, фильм превращается в "ретро-драму".

В фильме звучит великолепная музыка Мориса Жарра, хороша и подборка музыкальных тем, которые "могли звучать в те времена". Так, например, индийский оркестр слаженно исполняет знаменитую бродвейскую мелодию "Tea for Two", которую, кстати, Винсент Юманс написал в 1925 году (то есть, год спустя после выхода романа Форстера в свет).

Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)
Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)

Невероятна также операторская работа. Яркий, красочный фильм, в котором заснеженные пики Гималаев блистают в голубом небе, причудливо играют ночные тени в древней мечети на берегу Ганга, и дрожит, распадаясь на искры, лунная дорожка в Индийском океане.

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Дэвид Лин
Сценарий: Дэвид Лин, Санта Рама Рау (по одноименному роману Э.М.Форстера),
Оператор: Эрнест Дэй,
Композитор: Морис Жарр.

В главных ролях: Джуди Дэвис, Виктор Банерджи, Пегги Эшкрофт, Джеймс Фокс.
В ролях: Алек Гиннес, Найджел Хэверс, Ричард Уилсон, Антония Пембертон, Арт Малик.

Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)
Кадр из фильма "Поездка в Индию" (1984)

Читайте также на моем канале: