Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Песнь дороги (1955, Индия, драма): Лучший индийский фильм

Фильм о том, как в захолустнейшей деревеньке 20-х годов идет жизнь. Невыдуманная, самая настоящая жизнь. В центре повествования — семья обнищавшего брамина Харихара Рея. Отсчет ведется с рождения сына Апу. Заканчивается — возвращением Харихара после семилетнего отсутствия. Семь лет мужик искал работу. Находил, терял, снова искал. В общем, странствовал, покуда семья мучилась от голода, холода и болезней. Странствия Харикара остаются за кадром, местом действия является деревня и окрестности. В деревне этой долгие годы жили предки Рея, поэтому так нелегко ему снимать семью с насиженного места и ехать всей семьей в город в поисках "лучшего места под солнцем".
Сатьяджит Рай снимал фильм под влиянием "Похитителей велосипедов" Витторио Де Сики, но фильм получился абсолютно другой, абсолютно уникальный. Ничего похожего на "Песнь дороги" в кинематографе нет. Это "индийский неореализм", который с огромным энтузиазмом был принят на фестивалях (в отличие от болливудской продукции) и который не

Фильм о том, как в захолустнейшей деревеньке 20-х годов идет жизнь. Невыдуманная, самая настоящая жизнь. В центре повествования — семья обнищавшего брамина Харихара Рея. Отсчет ведется с рождения сына Апу. Заканчивается — возвращением Харихара после семилетнего отсутствия. Семь лет мужик искал работу. Находил, терял, снова искал. В общем, странствовал, покуда семья мучилась от голода, холода и болезней.

Странствия Харикара остаются за кадром, местом действия является деревня и окрестности. В деревне этой долгие годы жили предки Рея, поэтому так нелегко ему снимать семью с насиженного места и ехать всей семьей в город в поисках "лучшего места под солнцем".

Сатьяджит Рай снимал фильм под влиянием
"Похитителей велосипедов" Витторио Де Сики, но фильм получился абсолютно другой, абсолютно уникальный. Ничего похожего на "Песнь дороги" в кинематографе нет.

Это "индийский неореализм", который с огромным энтузиазмом был принят на фестивалях (в отличие от болливудской продукции) и который не поняли индийские зрители (опять же, в отличие от болливудской продукции).

На съемках фильма "Песнь дороги" (1955)
На съемках фильма "Песнь дороги" (1955)

Потрясает щедрость кинематографа Рая — плотное ощущение жизни, яркая насыщенность жизни, ее одухотворенность. Кажется, что индусы — необыкновенные люди. Живя в нищете, они умудряются не потерять чувства радости от того, что просто живешь.

Фильм кажется цветным и объемным, хотя снят в черно-белом цвете.

А самое удивительное, что, глядя фильм, испытываешь странное чувство "дежа вю", идущее откуда-то из глубины. Кажется, что когда-то ты и сам жил там, в этой деревушке. Но, думается, сансара здесь не причем: просто природа и персонажи фильма органичны. Энергия жизни проходит сквозь людей, не преломляясь и не застревая, так же как проникает в дерево, траву, солнечный свет, потоки мусонных дождей, плоды манго. Человек — не хозяин природы и не её враг, а точно такая же часть мироздания. Поэтому и зритель чувствует единение с героями и "ареалом их обитания", который, разумеется, является только частностью — двухчасовой остановкой пристального взгляда режиссера. Задачей Рая было устранить ощущение экрана, кинопроектора, и ему это удалось так, как никому другому. Пожалуй, это самый потрясающий фильм "о жизни" из всех фильмов, что мне доводилось смотреть. Ненаигранный, мнимо безыскусный, но, конечно, фантастически снятый...

Кадр из фильма "Песнь дороги" (1955)
Кадр из фильма "Песнь дороги" (1955)

Как вы, наверно, уже догадались, я не испытываю желания много писать о фильме. Тем более, что критиковать его не за что, а ежели усиленно расхваливать, то у читателя могут возникнуть закономерные подозрения. Скажу просто: рекомендую к просмотру. Не поленитесь, скачайте этот фильм. Вы увидите настоящую Индию — "страну махараджей и заклинателей змей") А самое главное, консервная ваша душа напитается соком жизни и чувствами, которых нам так не хватает.

Оценка: 10,0 из 10.

Режиссер: Сатьяджит Рай.
Сценарий: Сатьяджит Рай (по роману Бибхутибхушана Баннерджи),
Оператор: Субрата Митра,
Композитор: Рави Шанкар.

В главных ролях: Каню Баннерджи, Каруна Баннерджи, Субир Баннерджи.
В ролях: Ума Дас Гупта, Чунибала Деви, Рунки Баннерджи, Реба Деви, Апарна Деви.

Кадр из фильма "Песнь дороги" (1955)
Кадр из фильма "Песнь дороги" (1955)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм является первой частью "Трилогии Апу" (остальные части — "Непокоренный" (1956) и "Мир Апу" (1959).
  • Фильм снимали пять лет.
  • Название состоит из двух слов — Pôther и Pãchali (в транскр.). "Потер" означает "дорожку", а "Панчали" — древние песенные стихи на санскрите, обладающие определенным ритмом и определенным размером. То есть, "панчали" — это стиль стихосложения, который применялся для сочинения священных гимнов. Пение сопровождалось музыкой и действием с участием кукол ("панчали" происходит от "панчал" или "панчалика", что означает "кукла"). Считается, что музыкально-танцевальное представление "джатра", зародившееся в 17 веке и дожившее до наших дней, выросло из "панчали".
  • После успеха фильма Рей получил грант от правительства Западной Бенгалии и отснял две оставшиеся части по настоятельной просьбе премьер-министра.

Читайте также на моем канале:

На съемках фильма "Песнь дороги" (1955)
На съемках фильма "Песнь дороги" (1955)