В 1947 году появились пассажирские лайнеры Ил-12т, а затем Ил-14, которые начали вытеснять Ли-2 с зарубежных линий. Однако в 1948 году большинство самолетов «Аэрофлота» составляли Ли-2.
Аналогичная ситуация была в то время и в других социалистических странах, где благодаря самолетам Ли-2 восстанавливалась авиация. За пределами СССР эти самолеты использовались в Румынии, Югославии и Венгрии, а также на Кубе.
Производство самолетов Ли-2 прекратилось в 1953 г. Количество выпущенных составляет около 5000. В течение всего периода производства самолеты модернизировались, менялись детали конструкции, навигационное, радиотехническое оборудование. Поэтому вес и характеристики самолета менялись в зависимости от серии производства. В послевоенный период Ли-2 выпускался в двух основных вариантах: 21-местный пассажирский, а позже, для повышения комфорта пассажиров, только 14-местный и грузовой.
Сразу после войны экипаж самолетов Ли-2, состоявших на вооружении Аэрофлота, состоял из 4 человек (не считая стюардессы). С появлением более современной авиатехники и постоянным повышением квалификации количество персонала сокращалось. В начале 1960-х годов были введены полеты без бортовых механиков, а позже - без радистов. Это позволило увеличить грузоподъемность самолета и тем самым повысить экономическую эффективность полета.
Помимо перевозки пассажиров и грузов, самолеты Ли-2 выполняли и ряд других задач. Они осуществляли ледовое патрулирование морей и наблюдение за морскими животными, использовались для метеорологических измерений в атмосфере и патрулирования лесных пожаров. В рыболовстве они обнаруживали косяки рыб и направляли к ним рыболовецкие суда. Специально для этих целей был разработан вариант самолета с застекленным носом для размещения наблюдателя (Ли-2ПР).
Весной 1956 года, во время операции по ликвидации последствий наводнения в районе Ростова, Ли-2 вновь использовались как бомбардировщики - сбрасывали бомбы на ледяные заторы.
Хорошие характеристики самолета в суровых климатических условиях позволили использовать Ли-2 в полярной авиации в Арктике и Антарктике, где они использовались для снабжения многочисленных научных экспедиций и исследовательских станций, в том числе дрейфующей на льдине. Еще в 1968 году польская экспедиция «Сивер-14» имела в своем снаряжении эти самолеты.
В 1956 году был создан высотный вариант самолета, получивший обозначение Ли-2В, для полетов на больших высотах и исследования атмосферы. Благодаря использованию двух турбокомпрессоров ТК-19 потолок самолета превышал 8 000 метров. Турбокомпрессоры, приводимые в действие выхлопными газами двигателей самолета, сначала сжимали воздух. После охлаждения в специальных охладителях воздух подавался в центробежные компрессоры двигателей, а оттуда - к дроссельным заслонкам авиационных двигателей. При достижении самолетом больших скоростей электронные регуляторы увеличивают обороты турбокомпрессора.
Это обеспечивало постоянную подачу воздуха в двигатели, чтобы они поддерживали постоянную мощность. Для экипажа и пассажиров на самолете было установлено новое стационарное оборудование. Самолет Ли-2В использовался и в Антарктике. В авиационном отряде советской антарктической экспедиции было несколько самолетов этой модификации.
Среди грузов, перевозимых на Ли-2, были и животные. В шестидесятые годы на этих самолетах перевозили овец и телят из коровников на высокогорные пастбища Узбекистана. Один самолет мог перевозить 70 овец или 14-17 телят общим весом более 2 тонн.
Польская авиация
Уже в первые дни после освобождения Польши было принято решение о восстановлении польского воздушного транспорта. В условиях разрушенного железнодорожного транспорта ВВС должны были сыграть важную роль в организации постоянного сообщения между столицей и областными городами, а также связи в сельской местности.
Начинать пришлось с нуля. Не хватало самолетов. Не было подготовленных кадров, аэродромы были разрушены бомбежками и преднамеренным повреждением взлетно-посадочных полос отступающими немецкими войсками. В этих сложных условиях 7 августа 1944 года начал работу отдел гражданской авиации Министерства почтово-телеграфной связи Польского комитета национального освобождения. Совместно с Верховным командованием Войска Польского, которому была подчинена транспортная эскадрилья, выделенная из объединения «Раазец» и оснащенная 3 самолетами Ли-2 и 6 самолетами По-2 удалось запустить первые две авиалинии: Люблин-Бяйсток и Люблин-Ржешев-Премель, а также непостоянные зарубежные рейсы в Москву, Львов и Вильнюс.
Развивающиеся польские ВВС также требовали создания транспортной авиации для поддержки боевых самолетов. В рамках польско-советского военного соглашения о развитии военно-воздушных сил Войска Польского в начале марта 1945 года командование ВВС Польши передало самолеты Ли-2 и С-47 и их экипажи в распоряжение Главного штаба ВВС Польши. На основе полученного оборудования и аэродромных средств штаб ВВС Польши в марте 1945 года сформировал 6-ю отдельную воздушную армию. В ее состав вошла 6-я авиатранспортная эскадрилья особого назначения, а месяцем позже - 7-я отдельная авиатранспортная эскадрилья. Обе эскадрильи были размещены на аэродроме Окце в Варшаве.
6-я эскадрилья выполняла задания для правительства и штаба Войска Польского. На вооружении эскадрильи находилось 5 самолетов Ли-2 и 5 самолетов типа С-47. Эскадрильи летали как по внутренним, так и по внешним маршрутам.
Эскадрилья № 7, оснащенная 9 самолетами Ли-2, была выделена для обслуживания воздушной связи на внутренних линиях.
На базе этой эскадрильи была восстановлена авиакомпания LOT Polish Airlines LOT6 (после ее расформирования в декабре 1945 года).
С 1947 года самолеты Ли-2 находились в распоряжении Частной авиационной школы в Деблине (3 самолета). Несколько самолетов этого типа также использовались в некоторых авиационных частях страны.
Во время войны самолеты Ли-2 польских ВВС были вооружены. После прекращения боевых действий самолеты были разоружены. В 535-ю годовщину Грюнвальдской битвы, самолеты приняли участие в символическом параде над полем Грюнвальдской битвы. В то время экипажи самолетов составляли советские летчики. В 1947 году начали летать экипажи Ли-2, состоящие только из поляков.
Самолеты Ли-2 выполняли множество различных задач. Главной задачей была перевозка людей и оборудования. Для этого они использовались уже во время подготовки ВВС к Берлинской операции и во время самой операции в апреле 1945 года. Вместе с эскадрильей самолетов из 13-го транспортного авиаотряда самолеты Ли-2 из 6-й эскадрильи доставляли запчасти и боеприпасы для боевых самолетов, перебрасывали технический персонал на новые аэродромы. После войны Ли-2 часто летали в этом качестве. Среди пассажиров этих самолетов были члены правительства и зарубежные деятели.
1 сентября 1946 года во время авиашоу по случаю праздника авиации в Быдгоще с 6 самолетов был высажен десант. В более поздние годы прыжки с самолетов Ли-2 совершали солдаты 6-й Померанской воздушно-десантной дивизии, так называемые «красные береты».
Самолеты Ли-2 сыграли важную роль во время стихийных бедствий. Самолеты 6-й отдельной транспортной эскадрильи и Польской академии ВВС во время операции по ликвидации последствий наводнения весной 1947 года с высоты около 500 м сбрасывали на парашютах продовольствие в специальных мешках. Также сбрасывались корма для скота. В рамках этой операции 6-я эскадрилья 27 и 28 марта доставила 5 тонн продовольствия и 4 тонны корма для скота.
Военные самолеты Ли-2 выполняли служебные полеты, так и использовались для обучения пилотов, штурманов.
Прочная конструкция этих самолетов и хорошее оборудование позволяли эксплуатировать их длительное время. Ли-2 поступали в авиационные части до начала 1950-х годов и были сняты с вооружения только через двадцать лет. В конце 1973 года в строю оставалось 3 Ли-2. Последний Ли-2 был поставлен в Высшую военно-воздушную академию имени Янека Красицкого в Демблине. Это был самолет с бортовым номером 18439102, был изготовлен 4 июля 1951 г. Последний полет состоялся 5 февраля 1974 г. после чего он был снят с эксплуатации и передан в Музей авиации в Кракове. 13 мая 1974 года он совершил перелет по маршруту Дублин - Краков, приземлившись в аэропорту Балице. Таким образом, он прослужил почти 23 года!
В авиакомпании LOT Polish Airlines самолеты Ли-2 также служили долго. Первые самолеты, приобретенные в СССР, прибыли в Польшу в период с конца 1945 г. по 1947 г. Они получили обозначения SP-LAA - LAW и от SP-LBA до LBKL. В период с 1951 по 1953 гг. было поставлено еще 9 самолетов с обозначениями SP-LKA - SP-LKI. В общей сложности польская авиакомпания LOT использовала 39 самолетов этого типа. Таким образом, это был самый многочисленный тип, представленный в польском воздушном транспорте. Самолеты Ли-2 были выведены из эксплуатации авиакомпанией LOT Polish Airlines в 1967 году, через 22 года после поступления в эксплуатацию. LOT Polish Airlines использовала Lt-2 в основном в пассажирском варианте (Li-2P), а ВВС - в грузовом (Ли-2T). Самолеты принадлежали к разным сериям, поэтому отличались по оборудованию.
Самолеты переоборудовались по мере необходимости. В 1947 году в офицерской школе ВВС был разработан штурманский вариант для подготовки штурманов и стрелков. В пассажирской кабине были установлены радиокомпасы РПК-2 и ЯРК- -J0, радиостанция РСБ-3бис, фотоаппарат типа АФА и 2 прицела ОПБ-1Р для измерения угла бомбометания.
Самолеты Ли-2 также использовались для борьбы с вредителями леса.
В пассажирском салоне была установлено устройство для измельчения химикатов, которые сбрасывались с самолета через отверстие в нижней части салона. Всего было переоборудовано 8 машин. В таком варианте они использовались до тех пор, пока в 1955 году за работу не взялись аэроклубы.
В 1952 году в польской авиакомпании LOT была разработана версия самолета для аэрофотосъемки. В отверстие в полу грузовой кабины была установлена камера Wilda RC-5, изготовленная в Швейцарии. Во время взлета и посадки камера закрывался кожухом. Самолеты, выполняющие съемку с большой высоты, были оборудованы кислородными баллонами. Экипаж состоял из 6 человек.
Самолет с регистрационным номером SP-LKE был передан авиакомпанией LOT Polish Airlines Управлению воздушного движения и связи 1 июня 1963 года. Оборудованный специальной аппаратурой и окрашенный в оригинальные бело-оранжевые цвета, самолет использовался для контроля работы оборудования радиосвязи в аэропортах связи и в воздушных коридорах. Самолет находился на хранении до 1 сентября 1970 года, после чего был передан в музей авиации в Кракове.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.