После разгрома Квантунской армии в Маньчжурии в наш край прибыли отряды пленных японцев. На окраине посёлка Урал в 1945–1948 годы размещался
О событиях того времени в своей книге «Три года в сибирском плену» рассказал один из военнопленных – переводчик Ёсида Юкио.
Сегодня уже практически ничего не напоминает о лагере, где проживали 1400 японцев. На месте бывших деревянных бараков улица с современными домами. Памятью о вынужденном трёхлетнем пребывании японцев в Сибири остались двухкилометровый водопровод от Уральского озера, поселковая больница, жилые дома, построенные их руками, и памятник на бывшем японском кладбище.
Первая зима оказалась нелёгкой для пленных – одетые в летнюю форму, они надеялись, что задержатся в Сибири ненадолго. В первые морозы замёрзли продукты, привезённые с собой, начался голод. А нужно было ещё и работать на стройках, выполнять план в угольных шахтах. Непривычные к тяжёлому труду и к таким условиям японцы погибали сотнями. «С декабря по март в лагере умерло 260 военнопленных», – пишет Ёсида Юкио.
Со временем японским солдатам и офицерам, а в отряде были и бухгалтеры, агрономы, драматурги, медики, певцы и поэты, удалось разбить огород и выращивать овощи, построить пекарню и печь хлеб, сделать баню с настоящим душем и даже заняться самодеятельностью.
С 1945 по 1948 год здесь было захоронено 286 японцев. На месте тоненьких берёзок, высаженных военнопленными, оставшимися в живых, на погосте шумит берёзовая роща. В 1948 году освобожденные японцы, уезжая, дали клятву на могилах умерших товарищей, что их прах увезут на Родину.
В 1997 году японцы обещание выполнили. Эксгумировали кости, сожгли их, и урны с прахом увезли на родину.
Фото из архива редакции