То, что мама чудит, жена намекала уже не раз. После скандала с ключами, наотрез отказывалась помогать мне не только смотреть ее и даже не хотела навещать.
В тот день мы приезжали перед праздниками навести порядок в доме. Лера старалась везде создать уют и даже успела наготовить для мамы. Уставшие мы возвращались домой, когда зазвонил снова телефон. На экране высвечивалось слово «Мама». Холодок пробежал между лопатками и противной капелькой пота скользнул вниз.
— Витя, где мои ключи? Я знаю. Это Лера унесла. Хочет вынести все из дома и продать.
— С чего ты это взяла, мама? Да не брали мы ключи. Посмотри хорошо. Скорее всего ты просто где-то переложила.
— Я что сумасшедшая? У меня с головой все в порядке.
— Мама, завтра заеду после работы и найду ключи. Не переживай. Ты же дома, никуда тебе не надо идти, — положил я трубку.
Лера, конечно, обиделась. Но тогда ничего мне не сказала. Поужинали и уже собирались идти отдыхать, когда снова раздался звонок. На этот раз был незнакомый номер. Оказывается, мама вызвала полицию и написала заявление на Леру.
Кое-как конфликт удалось уладить и уговорил маму забрать заявление. Но это были только цветочки. Ягодки ждали нас впереди.
Состояние мамы ухудшалось с каждым днем. Перенесенный инсульт постоянно напоминал о себе. Добавилась агрессивность и сварливость. Подозрительность по поводу и без. Забывчивость. Соседи не раз вызывали пожарную. Отделались «малой кровью» — не осталось ни одной не сгоревшей кастрюли.
Но к врачу мама упорно отказывалась идти.
— Я здорова. Хватит выдумывать. Все пожилые что-то забывают. И я не исключение.
Под предлогом прохождения медкомиссии привез в дом врача и маме поставили страшный диагноз. Врач выписал кучу препаратов и сказал:
— Готовьтесь к худшему. Препараты на время снизят симптомы и облегчат ее существование. Но только на время.
Врач уехал, а я сам в ступоре. Эмоции душили:
— Почему шел на поводу у мамы и не пригласил врача раньше?
— Что делать и как дальше жить?
С каждым днем ситуация ухудшалась и казалось, что мама теряет рассудок. Домой забрать не мог, но и оставлять одну уже нельзя было. Уволиться с работы тоже не мог: двое детей подрастает в семье. Нанял сиделку, взял подработку. Надеялся, что будет легче.
— Как бы не так. Мысли раз за разом возвращались к маме. Вина захлестывала и «грызла» все нутро:
— Как там она с совершенно чужим человеком?
Бегу после работы и ловлю ее взгляд, как мне казалось, полный укора.
Теперь она не всегда уже и меня признавала, но были какие-то вспышки сознания, когда казалось, наступает временное облегчение. И все так как раньше. Но это были такие короткие мгновения.
Сменял сиделку и чуть не валился с ног от усталости. Не столько физической, сколько эмоциональной.
А еще с каждым днем растет чувство страха и неизвестности: что будет завтра? И вины. За то, что не смог. Не уберег. Не нашел выход и не смог помочь.
Как с этим жить?
P.S.
Чувство вины, отчаяния и горькой несправедливости — это лишь маленькая капля эмоций и чувств, которые испытывают близкие больных деменцией. Ещё, казалось, некоторое время назад всё было хорошо и привычно, а потом появляется нарушение речи. Ускользает память. Человек не узнаёт своих близких и родных. Не может сам себя обслуживать. В тяжелых случаях наступает слабоумие и маразм.
Необратимые процессы в мозге больного меняют его жизнь. Человек перестает радоваться, делиться своими эмоциями и переживаниями. Происходит потеря возможности сопереживать и сочувствовать близким.
Теряется привычный уклад жизни не только больного, но и тех, кто ухаживает за больными деменцией. Этот период жизнью не назовешь. Больше похоже на драму для обеих сторон.
Это очень непростая работа — уход за близким человеком, который никогда не оценит вашу заботу и внимание. Кажется, что в вашей душе не остается места для любви к родному человеку. А от этого еще больше гложет вина.
Вереница мыслей, словно стайка взъерошенных воробьев, еще больше усугубляет и без того нелегкое состояние:
— Если бы заметил раньше и стал давать препараты, может быть не грянул бы гром и не дошло бы до деменции.
— Если бы раньше забрал к себе, может и не случилось бы беды.
— Если….
Как уйти от этих бесконечных «если» и чувства вины?
В первую очередь осознать, что это чувство ничего уже не может изменить в сложившейся ситуации. Чтобы легче пережить этот период, общайтесь с теми, кто был в близкой ситуации и уже пережил этот период.
Вина не помогает сделать уход за больным лучше, тогда к чему это самобичевание? Не ждите, пока негативные эмоции и вина выплеснуться в присутствии больного. Это только ухудшит ситуацию. Но и эмоции не стоит держать внутри. Старайтесь их выплеснуть наружу: пропылесосьте ковер, протрите сковороду, взбейте подушку, выйдите на улицу или балкон и просто покричите.
Не считайте, что чувство вины появляется и связано с тем, что вы что-то не знаете или делаете неправильно. Вы не железный человек. Не отказывайтесь от помощи окружающих, если они предлагают посодействовать морально или физически.
Если чувствуете моральное истощение, без стеснения обращайтесь к врачу. К близким за помощью. Дайте понять окружающим, что вам просто необходима их поддержка, помощь и сопереживание.
Не забывайте уделять время на себя, свои дела, на отдых. Только так удастся избежать выгорания и усталости. Ваш рассудок и здоровье должны восполнять свою силу и энергию. Это необходимо.
Не стоит себя бесконечно судить из-за чувства вины. Примите ситуацию как «данность». От этого никуда не деться, к сожалению, надо просто пережить этот период.
Если у Вас есть свои способы, которые помогли пережить чувство вины, расскажите о них. Читателям нужна поддержка и возможные варианты, которые смогли помочь Вам.