На стеклах многих автомобилей можно увидеть рисунок - сплошная черная полоса, за ней - ряды точек постепенно уменьшающегося диаметра. Непосвященному человеку может показаться, что это чисто эстетическая задумка производителя. На самом деле фритты (так “официально” называются эти точки) - не часть дизайна, а полезный и функциональный элемент.
Немного об истории “точечного рисунка” и способах его нанесения
Фритта - небольшая закаленная обжигом керамическая гранула. Изобретение не ново - определение появилось в ХVII веке, а технология была известна и ранее. Изначально к автомобилям фритты не имели отношения. Однако уже в 60-е годы точечный узор начал украшать лобовые стекла машин. Именно в тот период вместо привычного крепления стекол при помощи металлических полос и клепок начали применять резиновые уплотнители, фиксируемые клеем-герметиком.
Это обусловливалось требованиями комфорта и безопасности - вклеенное стекло не пропускает осадки; влага не скапливается в стыках (меньше угроза коррозии), и стекло реже вылетает при дорожно-транспортном происшествии. Примерно тогда же создатели обратили внимание, что темная кайма из точек делает места стыков более эстетичными, скрывая неизбежные следы клея. В нашей же стране больше внимания всегда уделяли функциональности, а не красоте. Поэтому с черным точечным орнаментом российские водители столкнулись значительно позже.
Нанесение полос из точек на стекла называют шелкографией.
Сегодня такие рисунки имеются практически на всех автомобилях. Нет “точечек” преимущественно на ВАЗовской классике (всех моделях до 21099). Если увидите на старых “Жигулях” характерную полосу, это либо имитация фритт, либо стекло было заменено. Кстати, ставить стекла с рисунком, не предусмотренным автозаводом, не рекомендуется. Расположение точек может “подгоняться” под расположение датчиков, и неправильные узоры создадут неудобства. Причем, у некоторых моделей после рестайлинга рисунок менялся, а значит, при замене стекла нужно точно знать год выпуска и поколение модели.
Фритты наносят на стекло жидкой керамикой трафаретным способом, высушивают, а затем запекают при высокой температуре. Такой узор невозможно смыть или стереть, как ни старайся. Если приглядеться, это не всегда точки - встречаются ромбы или штрихи. Все зависит от фантазии производителя и используемого трафарета. В некоторых мастерских по тюнингу автомобилей вместо классических фритт создают настоящие шедевры.
"Снижают напряжение и не только?": Зачем на самом деле нужны "черные точки" на лобовом стекле автомобилей
Основным назначением фритт в наши дни является более надежное крепление стекол - шероховатые точки создают дополнительное сцепление между поверхностями. Кроме того, фритты защищают клеевой состав от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, ведь полиуретановому герметику противопоказано нахождение на солнце. Это делает крепление стекла более долговечным.
Градиент появился неспроста. Первоначально производители наносили простую черную полосу. Однако в процессе эксплуатации обнаружилось, что темный элемент притягивает солнечный свет, стекло нагревается неравномерно. В результате может появиться оптическая иллюзия деформации стекла. Во избежание этого рисунок “растянули”. Это помогло сделать нагрев поверхности более равномерным.
Над зеркалом заднего вида рисунок образует дополнительный “козырек”, защищающий глаза водителя от бликов. Да и в целом фритты вне зависимости от расположения, делают солнечный свет менее резким. Глаза привыкают, луч не так сильно бьет по глазам. В результате повышается уровень безопасности.
Наши руки не для скуки
Как видите, точки, на первый взгляд кажущиеся попыткой выделиться среди прочих автомобилей - на самом деле нужный и очень полезный элемент. Если на лобовом стекле вашего авто их по каким-то причинам нет (что в последнее время редкость) - можно создать имитацию своими руками.
Самый простой способ - наклеить тонировочную полосу. Но она будет сплошной, и стекло будет выглядеть как на “пацанской” Ладе. Однако если есть цель “сделать красиво”, в автомобильных магазинах можно найти и пленку с ячеистым рисунком. Разумеется, он будет отличаться от заводской версии нанесения фритт. Однако выглядит эстетично и достаточно легко наносится. Из пленки можно вырезать нужную именно вам фигуру - скопировать рисунок производителя или, напротив, выделиться. Если не хотите “художничать” самостоятельно, то, как уже писалось выше - во многих автомобильных мастерских украсят ваше стекло за определенную плату.
Правда, практическая польза от самоделки лишь в улучшении качества обзора и защите от бликов. Во всем остальном это чисто декоративный элемент, наличие которого - лишь вопрос желания автомобилиста украсить свою “ласточку”.