В истории коллектива Fleetwood Mac принято выделять два пиковых периода, которые на общей хронологической шкале коллектива маркируются присутствием в группе таких авторов, как Питер Грин (блюзовый период) и дуэта Линдси Бакингема и Стиви Никс (софт-роковый период).
Первый начался 1967 и закончился в 1969, второй начался в 1975 и условно длится до сих пор, хотя ничего нового от группы мы уже не услышим, а их последний альбом Say You Will вышел в 2003 году.
Но и в промежутке 1970-1974 группа существовала и выпустила целых 6 (!) альбомов, которые до сих пор на фоне культовости записей с Грином и феноменального коммерческого успеха с дуэтом Бакингем/Никс остаются где-то даже не на втором, а на третьем плане дискографии Mac.
Может это и справедливо? Давайте разбираться. Впереди нас ждёт путешествие длинною в пять лет, в котором было много музыки, много конфликтов, потрясений и перемен.
Май 1970 года, находясь на волне коммерческого успеха группа Fleetwood Mac сталкивается с первой серьёзной потерей в своём составе. Двадцатитрёхлетний гитарист и основной автор группы Питер Грин покидает коллектив, не выдержав испытания медными трубами.
Главной проблемой для Грина стала его роль гитариста-звезды, от которой он всячески открещивался, предпочитая, чтобы в нём видели командного игрока. Материальная сторона вопроса также тяготила гитариста, но если других музыкантов часто стесняет отсутствие денег, то Грин не знал куда деваться от их избытка и стал просто раздавать свои доходы различным благотворительным организациям. Всё чего ему хотелось в те годы – выращивать овощи на своей ферме.
Мик Флитвуд:
Его преследовало бремя успеха, все эти похвалы в своей адрес он считал чушью и был уверен, что на самом деле никогда никому не нравился. Это довело его до грани, и в конечном итоге лишило возможности вести нормальную жизнь.
Вышедший в сентябре 1969 года альбом Then Play On стал последним релизом Fleetwood Mac с Питером Грином в качестве члена группы.
Потеря лидера опустошила коллектив, а будущее покрылось туманом. Гитарист Джереми Спенсер был «мрачен» и уныл. Джон МакВи туманно говорил о том, чтобы отказаться от баса и вместо этого управлять группой, но барабанщик Мик Флитвуд решил, что останавливаться нельзя.
В будущем, сталкиваясь с уходом очередного участника группы, Мик вспоминал, что раз они пережили уход Грина, то переживут и этот. Но такая уверенность придёт к музыкантам позже, а сейчас в воздухе явно ощущался запах распада.
Мик собрал всех музыкантов в фермерском доме в Хэмпшире, распорядок дня был следующим: днём – репетиции нового материала, ночью – веселье. Этот загородный дом надолго стал репетиционной и творческой «базой» группы. Медленно, постепенно «обезглавленный зверь» начал вставать на ноги.
Немалую роль в укреплении коллектива сыграла Кристин Перфект, работавшая с группой ещё на Mr. Wonderful (1968) и в том же году ставшая женой Джона МакВи.
Но именно Джон и Мик, каждый из которых к моменту ухода Грина состоял в счастливом браке со своими жёнами - Кристин и Дженни (которая, к слову, ещё сыграют свою роль в очередной перемене состава Mac), образовали рациональный полюс группы. С другой стороны были гитаристы Дэнни Кирван и Джереми Спэнсер.
Спэнсер тогда носился с идеей создания оркестрово-хоровой пластинки с историей Иисуса, которая тогда осталась нереализованной, но вдохновившая его на это сочинение религиозность вскоре даст свои плоды. Удивительно, что между дестабилизацией Fleetwood Mac и их постепенным восстановлением в загородных условиях, Спэнсер успел в январе 1970 года выпустить свой первый сольник, и не абы с кем, а с участим все музыкантов Fleetwood Mac. Альбом особого успеха не имел, но послужил укреплению музыкального взаимопонимания между Спэнсером и Кирваном, у которого были свои «скелеты в шкафу», в частности нарастающая зависимость от алкоголя и невротичность.
Кристина МакВи о Кирване:
Он был очень невротичным человеком, с которым трудно работать, он никогда не смотрел вам в глаза… Находиться рядом с ним было очень тревожно.
Именно этим двум людям пришлось взять на себя руководящую роль в группе, которая без Грина начала сворачивать с блюзового направления в поисках чего-то другого.
Именно эти поиски увековечены в альбоме Kiln House, вышедшем в сентябре 1970 года.
Мик Флитвуд:
Мы сделали этот очень необычный, очаровательный маленький альбом, но мы явно запутались. Ни Джереми ни Дэнни не были готовы к лидерству. Джереми тянулся к своим кумирам – Бадди Холли и Элвису, Дэнии любил The Beatles.
Самая странная пластинка Fleetwood Mac начинается с элвисоподобного номера Спэнсера This Is the Rock, далее Джереми ещё больше углубится в дифирамбы Элвису, в частности на Blood on the Floor, сугубо эстрадном номере, который уникален для творчества Fleetwood Mac, но явно нехарактерен. Бадди Холли звучит в Buddy's Song, а в последнем треке авторства Спэнсера One Together преобладает кантри.
Кирван менее эклектичен в своём творчестве. Тихий и достаточно невыразительный инструментал Earl Grey скорее неудачен (Кирван будто боится сделать следующий шаг), но вот авторская Tell Me All the Things You Do в музыкальной части звучит очень бодро и уверенно. Оставшиеся номера, в которых Кирван выступил ведущим вокалистом он написал в соавторстве с другими членами группы.
Блюзовая Station Man, следующая за рок-н-ролльной открывашкой Спэнсера, крадётся медленной блюзовой поступью, в вокальных партиях помогает Кристин, и вроде бы ничего особенного, но во второй части гитара Кирвана всё ощутимее выходит вперёд правда так и не дойдя до кульминации.
В шумной Jewel Eyed Judy, написанной с оглядкой на песни Пола Маккартни, Кирвану явно комфортней, видимо давление творчества группы эпохи Грина было слишком сильно.
Несмотря на разнообразие музыкальной составляющей, материала было мало и с подачи Спэнсера группа записала две кавер-версии – шумную Hi Ho Silver Биг Джо Тёрнера и вышедшею десятью годами ранее в исполнении Донни Брукса Mission Bell.
Этот музыкальный винегрет не лишён интересных моментов, но он не даёт представление о том, что же это за группа такая Fleetwood Mac без ведущей роли Питера Грина. Музыканты и сами похоже ещё не знали, но без Kiln House возможно группы не было бы вовсе, к тому же после него к коллективу на правах постоянного участника присоединилась Кристин МакВи, начался гастрольный тур….дело медленно налаживалось…но…
В феврале 1971 года во время тура по США Джереми Спэнсер исчез, не в прямом смысле конечно, а исчез из состава группы, примкнув к религиозной секте Дети Божьи. Не прошло и года, группа потеряла ещё одного гитариста, а впереди были расписанные на шесть недель гастроли, срыв которых явно поставил бы их на грань банкротства.
Отчаявшийся квартет уже был готов опустить руки, как вдруг на помощь пришёл сам Питер Грин. Менеджер группы Клифф Дэвис позвонил в Англию умоляя Питера выручить старых друзей. Занимавшимся фермерским хозяйством Грину явно было не до выступлений, но на авантюру Дэвиса он согласился.
Джон МакВи:
Он отнесся к этому как к шутке. Он никогда много не говорил на сцене, но время от времени подходил к микрофону, говорил что-то вроде «ублюдки-янки» и смеялся. Он не воспринимал это как возвращение на сцену, но для нас эти гастроли были именно возращением. Удивительно, но всё кажется прошло неплохо.
Финалом эпохи Kiln House стал вышедший в марте 1971 года сингл Dragonfly с заглавной композицией авторства Кирвана на стороне А и би-сайдом The Purple Dancer – последней песней Mac с участием Джереми Спэнсера.
Нужно было искать нового гитариста, и на этот раз помощь пришла от жены бывшего басиста Jethro Tull Гленна Корника Джуди Вонг. Она была в приятельских отношениях с четой Флитвудов, а также с гитаристом по имени Боб Уэлч.
К 1971 году у Уэлча был богатый опыт работы в стилях соул, в частности он играл в Лас-Вегасе в составе коллектива The Seven Souls, исполнявшего хиты Джеймса Брауна, Аретты Франклин и Фонтеллы Басс. Позже, в 1969, вместе с коллегами по The Seven Souls собрал в Париже трио Head West. Именно из Парижа Уэлч вылетел на прослушивание в Mac, которое с успехом прошёл.
Кристин:
Боб совсем другой, у него другие песни, он по-другому играет на гитаре, у него другой голос. Он был для нас глотком свежего воздуха, человеком, оттащившим нас от края пропасти после уходу Джереми.
Результатом уже второго обновления группы стал вышедший почти через год после Kiln House альбом Future Games (1971).
Перетасовка состава привела к тому, что в группе оказались три автора – Кристин МакВи, Дэнни Кирван и Боб Уэлч, которые почти на равных (три от Кирвана по две от Уэлча и МакВи) внесли вклад в создание Future Games.
Альбом начинается с туманной, построенной вокруг акустической гитары Кирвана Woman of 1000 Years, в которой явно чувствуется влияние фолка.
В схожем стиле выполнена пасторально-медитативная Sands Of Time, открывающая вторую сторону альбома, великолепная композиция. В следующей за ней Sometimes Дэнни отходит от возвышенных гитарных полётов в сторону кантри. Похоже что за год уверенность Кирвана в своих силах кратно возросла.
Интересно, что первая композиция Боба Уэлча в рядах Mac, которую мы слышим на альбоме, очень близка к тому, что для альбома написал Кирван, и именно она дала пластинке имя. Речь о восьмиминутной Future Games психоделическом тягучем номере с великолепной гитарной работой.
Общую, достаточно трепетную звуковую картину альбома, разбавляет ритмичная Lay It All Down от Уэлча, которому, в отличие от Дэнни время на раскачку не требовалось, он вошёл в состав уже уверенным автором.
Кристин МакВи дебютирует с композицией Morning Rain, не самый типичный номер для МакВи, хоть клавиши здесь и в основе, но впереди всё же гитары Кирвана и Уэлча, да и композиция мне кажется затянутой. А вот настоящая презентация будущих песен Кристин спрятана в конце альбома – великолепная Show Me a Smile.
Единственным плодом коллективного творчества стал инструментал What a Shame – фанк-упражнение в сопровождении саксофона Джона Перфекта (брата Кристин) на подхвате. Я долго не мог понять зачем она вообще здесь нужна, будто перед нами не полноценная композиция, а какая-та инструментальная вставка.
И вот в 2020 году оказалось, что подозрения мои были не напрасны. Когда альбом был переиздан в составе бокс-сета Fleetwood Mac 1969-1974 к нему были добавлены четыре бонус-трека, среди которых неотредактированная версия What a Shame продолжительностью в 8:28 и это уже совсем другое дело. Да, она по-прежнему выбивается из общего настроения альбома, но ты хотя бы успеваешь погрузиться в эти ритмы. К тому же здесь есть ещё и вокал – дуэт Кирвана и Уэлча.
Ещё среди бонусов спряталась короткая песня Уэлча Stone, которая бы куда лучше вписалась в альбом чем «обрезанная» What a Shame.
Но это детали, а в целом Future Games безусловная удача группы и Fleetwood Mac были не намерены останавливаться.
Уже 6 марта 1972 группа выпускает свой шестой альбом Bare Trees.
Если в предыдущем между тремя основными авторами соблюдался баланс, то теперь весы качнулись в сторону Дэнни Кирвана, сочинившего и спевшего пять песен из девяти.
Альбом отходит от медитативных настроений Future Games и двигается в сторону софт-рока. Открывающая альбом Child of Mine авторства Кирвана яркий тому пример, только в ней словно перчинка в пресном блюде прячется эпизод с гитарными переплетениями Уэлча и Кирвана. Ещё больше контраста несёт в себе заглавная композиция, вот никак у меня этот бодрый ритм-н-блюз не ассоциируется с обложкой альбом, хотя о тех самых голых деревьях и поётся в тексте. И ещё эти поп-подпевки.
Очень удачно получилась Dust. Решил Дэнни вспомнить и свой опыт сочинения инструментальных композиций. На альбоме таких целых две – достаточно невзрачная, но энергичная Danny's Chant и светлая в духе Future Games Sunny Side of Heaven.
Кристин, как и на прошлом альбоме представила один рок-номер Homeward Bound, в котором явно слышится её прогресс как автора, а также софт-роковую Spare Me a Little of Your Love.
На контрасте решил сыграть Боб Уэлч, с одной стороны у него ритм-н-блюз с флейтой (хоть и не настоящей) The Ghost, а с другой тот самый поп-рок, к которому через несколько лет окончательно перейдут Mac – Sentimental Lady. В последней Уэлч ощущал хитовый потенциал, поэтому в 1977 году выпустил её в качестве сингла со своего дебютного сольника French Kiss и не прогадал (8-е место в Billboard). Забавно, что в записи сольной версии Sentimental Lady приняли участия все те же музыканты, только Кирвана заменил Линдси Бакингем.
Ну и нельзя пройти мимо вопроса: кто же такая миссия Скэрротт, указанная автором и исполнителем последней композиции на альбоме - Thoughts on a Grey Day. А это соседка группы, она жила неподалёку от их загородного дома и по доброте душевной прочла стихотворение, которое Мик Флитвуд записал на диктофон.
Если Future Games показал, что группа нашла опору, то в Bare Trees вновь ощущается разобщённость. Возможно дело в спешке, но, как вскоре выяснилось, не всё было спокойно в доме Mac.
Кирван ещё во временя Kiln House был нестабильным, сейчас же, спустя два года, это состояние только усугубилось. За кулисами он не общался ни с кем кроме Мика Флитвуда, особенно неприятен ему был Боб Уэлч, чьё видение музыки было чуждо Дэнни. Чуждо настолько, что в августе 1972 года он перед очередным шоу отказывается выйти на сцену и наблюдает за группой с места звукорежиссёра, параллельно отпуская в адрес коллег колкости. Остальные были не готовы терпеть подобное и Мик просто указывает гитаристу на дверь. Дэнни не спорит, он молча кивает, берёт свой чемодан и уходит.
Ещё одна глава в истории Fleetwood Mac закончилась.