Стоит в пустыне скала, только на самом деле не скала, а дорожный указатель. И написано на нём: "Господам с верблюдами идти к колодцу налево. Пастухам с овцами — к колодцу направо". Скала эта в трех минутах на джипе от самых известных каменных мостов-арок в этой части Вади Рам. Туристов в мирное время на мостах — как муравьёв у кусочка сахара, а у древнего дорожного показателя — никого. Бедуинам за рулём оно не надо, у них точка возврата с экскурсии — те самые мосты, а туристы ничего об этой древности чаще всего и не знают.
Кто сказал, что там именно это и написано? Хороший вопрос. Если вас сюда всё же довезут, скажут, что дошло это из памяти предков. Шло, шло 2000 лет и дошло. Смеюсь и не верю? Ну, как бедуинам верить? А колодцы-то в самом деле: побольше и поосновательнее — слева от камня ещё в минутах пяти езды, а поскромнее — справа, до каменных арок, только не знаешь где он, и не увидишь. Но мы-то с вами знаем...
Колодцу две тысячи лет, прожитых под светом звезды по имени Солнце
Для среднестатистического туриста историческая Иордания — это Петра, а Петра — это набатеи. Племя набату — "люди, тянущие воду". Туристы восхищаются дамбами и водопроводами в Петре, но набатеи не взялись там из ниоткуда, а были сначала пустынными кочевниками, знавшими секреты воды в пустынях. Откуда знали? А вот это уже "тайна сия велика есть". Не рассказали, унесли с собой по свету и на тот свет. Зато сами колодцы оставили, и колодцы эти за 2000 лет не пересохли, вода из них не ушла в глубь земных недр, как поила пустынный народ с их стадами и отарами, так и поит.
Не очень верится? Хорошо, давайте послушаем древних и признанных. Диодор Сицилийский, I век нашей эры:
Ибо в безводной области, как ее называют, они вырыли колодцы через удобные промежутки времени и сохранили знание о них от людей всех других народов, и поэтому они всей группой отступили в эту область из опасности. Ибо, поскольку они сами знают о местах сокрытой воды и открывают их, то имеют в своем распоряжении питьевую воду в изобилии.
И еще Диодор:
Они укрываются в пустыне, используя ее как крепость; ибо в ней нет воды, и другие не могут её пересечь, но только они одни, поскольку они приготовили подземные резервуары, выложенные бетоном. Так как земля в одних местах глинистая, а в других из мягкого камня, то в ней делают большие раскопки, устья которых делают очень маленькими, но, постоянно увеличивая ширину по мере углубления, в конце концов делают их такой величины что каждая сторона имеет длину около 100 футов. Наполнив эти резервуары дождевой водой, они закрывают отверстия, выравнивая их с остальной землей, и оставляют следы, известные им самим, но неузнаваемые для других.
А это Геродот о набатеях:
Они могли найти воду где угодно в пустыне. Персидский царь Камбиз использовал арабов, чтобы принесли ему воду в пустыне, когда он двинул свою армию против Египта. Набатейцы отказались сообщить армии, откуда взялась вода, но они регулярно появлялись в пустыне со своими верблюдами, нагруженными бурдюками с водой, что позволило армии пройти через пустыню в Египет.
Набатейцы сочинили историю, рассказав, что в пустыне есть чудесная река и что они используют водопровод, сделанный из сшитых бычьих шкур, для транспортировки воды на многие мили.
(История III.5, 7-9
Сам Геродот считал историю о реке не очень правдоподобной, а больше верил в хитроумие набатеев, скрывавших правду о воде.
В наши дни тоже есть историки, археологи, энтузиасты и фанаты изучения набатейской культуры. Последняя цитата именно из их коллективных трудов:
Сегодня эти системы сбора воды все еще усеивают пустыню, но немало только предстоит обнаружить. Многие из них до сих пор используются, что доказывает качество древнего набатейского водонепроницаемого цемента. Эти цистерны давали набатейским караванам верблюдов возможность проходить через пустыню без необходимости использовать колодцы с водой, которые контролировались местными племенами. Это дало набатейцам явное преимущество в торговле ладаном, поскольку они могли проходить незамеченными через пустынные районы там, где другие умирали бы от жажды.
Так почему же не поверить сегодняшним бедуинам, что колодец, который они сами не копали, а только поддерживали всегда в рабочем состоянии, не один из тех самых?
Я была в этом месте не раз, и всё время видела изменения: то есть эта цистерна, то нет её, то сетка сверху колодца, то крышка. Восстановили желоба для сбора воды со склонов скал самотёком в колодец. Подновили плотину, удерживающую воду после дождей в надземном "водохранилище". Через пару месяцев: отгородили её от любителей залезть по камням наверх…
Так что очень может быть, что "указатель" на скале не врёт, и это был когда-то колодец верблюжий, "для богатых". Тогда вот этот и есть овечий, "для бедных".
Нос я туда однажды совала, но воду не углядела. Возможно, тут просто Минтуризма и древностей местное поработало как раз для туристов.
Что ж, будем считать, что на первый свой вопрос из ролика я вам ответила. Вот из этого, кто не видел:
Но я вас там ещё и про кино спрашивала. Повторяться про него не буду, дам ссылку на статью, где про три фильма иорданских или об Иордании.
В том фильме, что у нас почему-то обозвали "Гордость", главный герой, совсем ещё мальчик, в один из пустынных колодцев падает. Не в "верблюжий", хотя он тоже в фильме есть. Вот он в кино:
К нему герои шли, шли, дошли, но там... В обшем, там "все умерли". А провалился парнишка в такой, что — дырка в песке. Но, знаете, вот вроде бы кино и кино, какие там в худфильме могут быть открытия, ан нет.
Если есть среди вас знатоки колодезного или геологического дела, не стесняйтесь, выскажитесь в комментариях вот о чём.
Вы в моём ролике видели: вода не глубоко от поверхности, по верёвке даже видно. А эхо там! Ух, какое громкое и гулкое там эхо! Вроде бы откуда такое, не от чего ему так гудеть.
А в кино герой падает, барахтается, а потом начинает выбираться, и видно, что это сверху всего лишь "дырка", а там внизу целая пещера, по сути, с подземным озером. Вот я и думаю: так, может, оно в том верблюжьем колодце так же? Потому и гул такой от голоса, что мечется звук по каменной подземной "зале" с водой?
Пора заканчивать, да. Но чтобы вы не думали, мол, современные иорданские бедуины выживают в пустыне только благодаря наследству набатейских предков, два слова о воде в Вади Рам.
Так вот, для тех бедуинов, кто живет со стадами в пустыне, а не в квартирах и домах с водопроводом: такие старинные колодцы с водосбором — раз; вкопанные под землю резервуары, куда закачивают воду из цистерн-водовозок — два, и сами эти водовозки, снабжающие кочевых бедуинов на их кочевых тропах — три. Все эти варианты видела сама, так что "с моих слов записано верно", а с вас — лайк за авторский неустанный труд)))