В статье вместе с психологом разобрали, стоит ли заставлять подростка делать домашнее задание и как следить за успеваемостью, не вызывая негатива и отторжения.
Содержание:
- Стоит ли проверять домашнее задание
- Почему подросток перестал делать домашнее задание
- Как помочь ребенку вернуть интерес к учебе
Время чтения – 4 минуты.
Стоит ли проверять домашнее задание?
В первую очередь самим родителям важно осознать, для чего проверяется домашнее задание. Если это привычка с первого класса, которая сохранилась вплоть до подросткового возраста – возможно, стоит ослабить внешний родительский контроль и постепенно передать эту ответственность под внутренний контроль самого подростка:
«Тут возникает вопрос – проверять домашнее задание в связи с чем? Если родители с первого класса привыкли всегда делать и проверять домашнее задание, вплоть до подросткового возраста, то это чрезмерно, это отсутствие свободы, это невозможность самому ребёнку начать формировать внутренний контроль, собственный волевой фактор. Да, в первом классе ребенок не знает, как делать домашнее задание: как приготовить рабочий стол к урокам (разместить нужное и убрать лишнее), как сфокусировать внимание на нужном упражнении в учебнике, с чего начать запись в тетради, с чего начинать решать задачу. Поэтому родители начинают объяснять: если ты делаешь математику – возьми учебник, возьми тетрадь, отсчитай две клетки справа и так далее. Когда родитель видит, что ребенок уже сам этот навык сформировал, то он постепенно эту ответственность передает ребёнку и больше не мешает самостоятельному процессу. Важное исключение- когда ребёнок сам просит помочь разобраться с новой неясной сложной темой или задачей. Если родитель продолжает контролировать, хотя ребёнок усвоил и понял алгоритм выполнения домашних заданий, то ребенок перестаёт развивать свою самостоятельности, свою ответственность, свою волю, отдавая эти функции родителю, А через какое-то время родитель начинает раздражаться, что даже в средней и старшей школе приходится контролировать подростка», – отмечает психолог Марина Ворошнина.
Тотальный контроль – это всегда про недоверие родителя ребёнку, пусть и из лучших побуждений. Кроме того, ребенок и сам перестаёт верить в свои способности. Поэтому родителям придется сделать выбор: выстроить доверительные отношения с ребенком или продолжать контролировать каждый его шаг.
Как помочь ребенку выбрать профессию и мотивировать на учебу — скачайте бесплатную методичку в нашем чат-боте.
Почему подросток перестал делать домашнее задание и как это исправить
Может быть и другая ситуация. Например, ребенок всегда сам выполнял домашнее задание, но вдруг родители стали замечать: он совсем перестал учиться, даже за рабочий стол не садится. И это начинает тревожить, особенно если приближаются экзамены.
Тогда родителям стоит понаблюдать за тем, что изменилось в жизни ребенка:
«Если ребенок совсем перестал учиться, понаблюдайте, где его силы? Куда они расходуются? Возможно, на домашние конфликты или конфликты в школе со сверстниками или учителями. Например, если с ребенком грубо общаются, но он не может ответить. И тогда он злится, но не может ничего сказать и свои чувства сдерживает – на это сдерживание уходит много энергии. Важно понять, что это не ребенок плохой – просто что-то происходит в его внешнем и внутреннем пространстве. Хорошо с этим совместно разобраться и дать поддержку там, и в той форме, какая подходит вашему ребенку», – рассказывает Марина Ворошнина.
Выяснить, в чем реальная причина такого поведения можно только с помощью разговора – доверительного и доброжелательного.
Как помочь подростку вернуть интерес к учебе
Домашнее задание важно для обучения – оно тренирует навык самостоятельной работы. Это пригодится не только в средней школе, в старшей при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, но и в вузе, и в дальнейшем по жизни.
Как показывает 10-летний опыт нашего образовательного центра, желание или нежелание выполнять домашнее задание всегда тесно связано с мотивацией. Поэтому мы рекомендуем родителям обратить внимание на несколько моментов:
- Ести ли у подростка цель? Это может быть желание поступить в определенный вуз или на определенную профессию, получить аттестат, сдать экзамены или что-то другое. Помогите ребенку сформулировать эту цель, если он не знает, чего хочет.
- Дайте подростку понять, что домашнее задание – инструмент для него же самого, а не повинность.
- Уточните, нет ли у ребенка проблем в школе, в отношениях со сверстниками, мешающими сосредоточиться на учебе. Предложите ему свою помощь и поддержку.
- Выберите систему, которая снизит вашу тревогу за успеваемость подростка. Например, мы в обучающем центре регулярно созваниваемся с родителями, чтобы рассказать о ходе обучения: какие есть успехи, трудности, на что обратить внимание. Это помогает родителям быть в курсе учебного процесса, правильно мотивировать ребенка.
- Погрузите ребенка в мотивирующую среду. Школьный класс не всегда является таковым – в нём собраны ребята с разным уровнем знаний, разной скоростью усвоения информации, разной заинтересованностью в учебе. Поэтому в нашем центре ребята обучаются в мини-группах по уровню: в них формируется здоровая конкуренция, а также помощь и взаимоподдержка.
Работа с мотивацией и выстраивание доверительных отношений между родителями и подростком – это то, что поможет ребенку настроиться на продуктивную учебу и добиться поставленных целей.