Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Калининская линия

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале.

Сегодня мы расскажем вам о нереализованных проектах Калининской линии московского метро.

О самой линии можете почитать здесь:

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Проектные названия станций Калининской линии. Взято отсюда: https://vk.com/mos.
Проектные названия станций Калининской линии. Взято отсюда: https://vk.com/mos.

Первые проекты

В планах 1930-х годов будущий радиус назывался "Рогожским" (по исторической местности Рогожской слободе, находящейся на месте современных Таганского и Нижегородского районов), тогда он не входил в число приоритетных линий.

Согласно перспективной схеме 1932-го года, Рогожский радиус должен был быть соединён с Краснопресненским на западе.

Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М. Кагановича, 1932 год. С сайта: https://nashemetro.ru.
Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М. Кагановича, 1932 год. С сайта: https://nashemetro.ru.

Уже тогда планировалось, что на схеме будущая линия будет обозначена жёлтым цветом. Предположительная трассировка выглядела следующим образом:

Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора

Диаметр на перспективной схеме 1933-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Диаметр на перспективной схеме 1933-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Позже трассировка диаметра немного изменится. Теперь его центральный участок будет проходить не с юга, а с севера, через станции Площадь Восстания и Никитские ворота, а далее по северной части Бульварного кольца через станции Пушкинская площадь, Трубная площадь, Мясницкие ворота, Покровские ворота и Серебряническая набережная.

Диаметр на перспективной схеме линий московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Диаметр на перспективной схеме линий московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.

В 1935-м году Рогожский радиус отмечен под новым названием "Дангауэровский" (по входящему в состав Лефортово микрорайону Дангауэровка — бывшему рабочему посёлку, возникшему во второй половине XIX века, после постройки котельного и литейного завода Дангауэра и Кайзера). Правда уже на генеральной схеме метро 1938-го года диаметр вновь появляется под старым названием.

Что касается трассировки, она опять была немного изменена: теперь в западной части линия должна была проходить по Хорошёвскому и Звенигородскому шоссе ещё дальше — в район Хорошёво-Мнёвники, а в восточной — вдоль шоссе Энтузиастов с поворотом в Новогиреево, через следующие станции:

Хорошёво - Мнёвники - Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Боровицкая - Новокузнецкая - Застава Ильича - Завод Серп и Молот (Новая) - Соколиная Гора - Владимирский посёлок - Новогиреево

Диаметр на генеральной схеме Московского метро 1938-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Диаметр на генеральной схеме Московского метро 1938-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Планы 1950-х годов

Так как строительство линии было отложено на далёкую перспективу, Рогожский радиус под новым названием "Калининский" (по бывшему району Москвы, названному в честь М.И. Калинина) вновь появляется в проектах только в 1957-м году. Теперь его решили не соединять с Краснопресненским, радиус должен был начинаться от станции Таганская и заканчиваться в Новогиреево.

В другом проекте того же времени планировалось соединить Калининский радиус с Рижским через станции:

Ботанический Сад (Проспект Мира) - Кировская (Чистые Пруды) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Яузские Ворота - Таганская -
Застава Ильича - Новая (Авиамоторная)

Калининско-Рижский диаметр на перспективной схеме 6-й очереди строительства московского метрополитена, 1957 год. С сайта: https://nashemetro.ru.
Калининско-Рижский диаметр на перспективной схеме 6-й очереди строительства московского метрополитена, 1957 год. С сайта: https://nashemetro.ru.

Позже от соединения Калининского и Рижского радиусов отказались. В конце 1950-х — начале 1960-х годов линию решили продлить дальше на восток, в подмосковный город Реутов. Станция должна была быть следующей после Новогиреево. Планировалось построить её у железнодорожный платформы Реутово Горьковского направления.

Идея о продлении линии в Реутов просуществовала вплоть до 1989-го года, однако проект так и не был реализован. Правда в 2012-м году была открыта станция Новокосино, находящаяся на границе района ВАО Москвы Новокосино и города МО Реутова.

Калининский радиус на плане развития метрополитена 1960-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Калининский радиус на плане развития метрополитена 1960-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Планы 1960-х годов

В 1965-м году Калиниский радиус вновь хотели соединить с Краснопресненским, только теперь в центре он должен был проходить через Арбатский радиус глубокого заложения к станции метро Новокузнецкая, а далее в Новогиреево. Позже было решено окончательно отказаться от соединения этих радиусов.

Калининско-Краснопресненский диаметр на схеме развития московского метрополитена на 1966-1970-е годы. С сайта: https://nashemetro.ru.
Калининско-Краснопресненский диаметр на схеме развития московского метрополитена на 1966-1970-е годы. С сайта: https://nashemetro.ru.

Планы 1970-х годов

Интересный вариант строительства линии предлагался в 1970-х годах. Он предусматривал соединение Калининского радиуса с Арбатским. На востоке линия должна была проходить через станции Таганская, Новая, Перово, Новогиреево, Кетчерская и Реутово, в центре — через Новокузнецкую, Арбатскую, Киевскую, а на западе — идти в район Солнцево через станции Мосфильмовская, Ломоносовская, Раменки, Лобачевская, Востряково, Солнцевский проспект и Солнечная.

Калининско-Арбатский диаметр на генеральной схеме развития московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Калининско-Арбатский диаметр на генеральной схеме развития московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985-го года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Другой вариант предусматривал, что Арбатский радиус на западе пойдёт не в Солцнево, а в Очаково через станции Ломоносовская, Матвеевское, Аминьевская и Промзона.

Вплоть до 1989-го года всё ещё значился план постройки участка Третьяковская — Арбатская с открытием движения от Новогиреево до Киевской и последующим продлением линии в Солнцево с ответвлением в Очаково на западе и до платформы Реутово на востоке.

Киевско-Калининский диаметр с ответвлением в Очаково на западе на генеральной схеме развития московского метрополитена до 1985 года. С сайта: https://nashemetro.ru.
Киевско-Калининский диаметр с ответвлением в Очаково на западе на генеральной схеме развития московского метрополитена до 1985 года. С сайта: https://nashemetro.ru.

Станция Плехановская

Ещё одним нереализованным планом было строительство на перегоне Калининского радиуса Перово — Шоссе Энтузиастов ещё одной станции. Она должна была находиться на месте пересечения улицы Плеханова (по которой и получила своё проектное название) с Перовской улицей и Зелёным проспектом, однако от строительства станции впоследствии отказались.

Примерное место расположения непостроенной станции Плехановская.
Примерное место расположения непостроенной станции Плехановская.

Первый участок Калининской линии строился в 1975-1979 годах, к московской олимпиаде 1980-го года. Протяжённость этого участка составляла 12,2 км, на нём имелось 6 станций: Марксистская, Площадь Ильича, Авиамоторная, Шоссе Энтузиастов, Перово и Новогиреево. 30 декабря 1979-го года участок был сдан в постоянную эксплуатацию, а в 1986-м году был открыт перегон Марксистская — Третьяковская длиной 1,7 км.

Продление линии в Кожухово

В 2009-м году предлогалось продлить Калининскую линию от строящейся станции Новокосино в микрорайоны Кожухово и Руднёво Косино-Ухтомского района ВАО (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии).

Предлагалось несколько вариантов трассировки будущего участка. Согласно одному из них планировалось сооружение таких станций, как: Николо-Архангельская, Святоозёрская, Косино-Ухтомская и Руднёво. Для обслуживания линии проектировалось отдельное депо "Руднёво", которое позже было построено для Некрасовской линии.

Станция Николо-Архангельская должна была находиться на Николо-Архангельском проезде, вблизи одноимённого кладбища, станция Святоозёрская — немного южнее пересечения Святоозёрской и Салтыковской улиц (в районе станции метро Улица Дмитриевского Некрасовской линии), станция Косино-Ухтомская — чуть восточнее Лухмановской улицы (в районе станции Лухмановская Некрасовской линии), а станция Руднёво — в районе Проектируемого проезда №265.

Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 1). С сайта: imghub.ru.
Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 1). С сайта: imghub.ru.

Другой вариант предлагал строительство линии от Новокосино до Лухмановской улицы. Участок должен был идти вдоль Носовихинского шоссе, а далее поворачивать на юг в сторону Никольско-Архангельского проезда. После проходить под Салтыковским лесопарком и выходить к Лухмановской улице, где могла быть новая конечная на Калининской линии.

Станция Николо-Архангельская могла быть размещена на пересечении Никольско-Архангельского проезда и улицы Галины Вишневской (Проектируемый проезд № 326) на границе Москвы и Московской области. Станция Красковская планировалась к размещению к западу от Лухмановского сквера вблизи 2-й Красковской улицы в 9-м микрорайоне Кожухова, а станция Лухмановская была бы размещена на одноименной Лухмановской улице между улицей Руднёвка и Святоозёрской улицей.

Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 2). С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 2). С сайта: https://www.nashtransport.ru.

Согласно третьему варианту, линия также шла бы до станции Николо-Архангельской, а далее уходила бы немного на юг к станции Салтыковской, а далее на запад до станции Кожухово.

Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 3). С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Примерная трасса продления Калининской линии в Кожухово (вариант 3). С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Местоположение станции Николо-Архангельская. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Местоположение станции Николо-Архангельская. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Станция Салтыковская Была бы размещена вдоль Салтыковской улицы между улицей Дмитриевского и Святоозёрской улицей. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Станция Салтыковская Была бы размещена вдоль Салтыковской улицы между улицей Дмитриевского и Святоозёрской улицей. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Конечная станция Кожухово могла бы находиться на месте станции Лухмановская Некрасовской линии. С сайта: https://www.nashtransport.ru.
Конечная станция Кожухово могла бы находиться на месте станции Лухмановская Некрасовской линии. С сайта: https://www.nashtransport.ru.

Также на разных схемах было представлено несколько дополнительных вариантов продления линии. Например, появлялась идея продлить Калининскую линию только до станции Салтыковской, где была бы организована пересадка на новую линию метро в Люберецкие Поля.

Проект продления Калининской линии до Салтыковской на схеме скоростного внеуличного транспорта. Схема отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект продления Калининской линии до Салтыковской на схеме скоростного внеуличного транспорта. Схема отсюда: https://www.nashtransport.ru.

Другой вариант продления Калининской линии и соединение её с Некрасовской (Кожуховской) линией.

Проект продления Калининской линии и соединения её с Некрасовской (Кожуховской) линией на Генеральном плане развития московского метрополитена до 2025-го года. С сайта:  https://transphoto.org.
Проект продления Калининской линии и соединения её с Некрасовской (Кожуховской) линией на Генеральном плане развития московского метрополитена до 2025-го года. С сайта: https://transphoto.org.

В 2011-м году строительство метро от станции Новокосино в сторону Кожухова было признано нецелесообразным и в программу развития транспортной системы на 2012–2016 годы Кожуховская линия была включена как отдельная (линия под названием "Некрасовская" была открыта в 2019-м году).

В одной из редакций Генплана развития метро Москвы до 2025-го появлялась дополнительная станция за Новокосино. Она должна была разместиться вдоль Носовихинского шоссе, между улицей Академика Челомея (город Реутов) и Никольско-Архангельским проездом, неподалёку от ТЦ "Реутов-Парк".

Планируемая станция на генплане развития метро Москвы до 2025-го года. Схема отсюда: https://dzen.ru/a/ZY899kOOuwmHwIY3.
Планируемая станция на генплане развития метро Москвы до 2025-го года. Схема отсюда: https://dzen.ru/a/ZY899kOOuwmHwIY3.

Станция могла бы разгрузить станцию Новокосино, также на ней можно было бы организовать транспортно-пересадочный узел для автобусов и маршруток Подмосковья. В последующих планах её уже никогда не рисовали, но техническая возможность продлить линию осталась.

Соединение с Солнцевской линией

В отдалённой перспективе планировалось соединить Калининскую линию с Солнцевской, построив центральный участок от станции Деловой центр до станции Третьяковской и тремя промежуточными станциями: Дорогомиловская, Плющиха и Волхонка. Таким образом, Солнцевский и Калининский радиус должны были объединить в одну линию.

13 марта 2019-го года мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что объединение больше не планируется, однако к этому вопросу вернутся в 2023-м году после замыкания Большой кольцевой линии, так как объединение заложено в генеральный план Москвы, но в то же время не предусмотрено утверждённой программой строительства. Несмотря на это, 26 декабря 2023-го года правительство Москвы объявило о поиске технологий для соединения двух линий.

Как бы выглядел центральный участок Калининско-Солнцевской линии на схеме московского метро. Взято с сайта: sparklogic.ru.
Как бы выглядел центральный участок Калининско-Солнцевской линии на схеме московского метро. Взято с сайта: sparklogic.ru.
Непостроенный центральный участок Калининско-Солнцевской линии на схеме метро Москвы. Взят отсюда: mohs.ru.
Непостроенный центральный участок Калининско-Солнцевской линии на схеме метро Москвы. Взят отсюда: mohs.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!