Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вас на нашем канале.
Сегодня мы расскажем вам о нереализованных проектах Калининской линии московского метро.
О самой линии можете почитать здесь:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
В планах 1930-х годов будущий радиус назывался "Рогожским" (по исторической местности Рогожской слободе, находящейся на месте современных Таганского и Нижегородского районов), тогда он не входил в число приоритетных линий.
Согласно перспективной схеме 1932-го года, Рогожский радиус должен был быть соединён с Краснопресненским на западе.
Уже тогда планировалось, что на схеме будущая линия будет обозначена жёлтым цветом. Предположительная трассировка выглядела следующим образом:
Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Арбатская Площадь - Улица Фрунзе - Москворецкая - Яузские Ворота - Земляной Вал - Площадь Прямикова - Застава Ильича - Проломная Улица - Новая - Дангауэровка - Соколиная Гора
Позже трассировка диаметра немного изменится. Теперь его центральный участок будет проходить не с юга, а с севера, через станции Площадь Восстания и Никитские ворота, а далее по северной части Бульварного кольца через станции Пушкинская площадь, Трубная площадь, Мясницкие ворота, Покровские ворота и Серебряническая набережная.
В 1935-м году Рогожский радиус отмечен под новым названием "Дангауэровский" (по входящему в состав Лефортово микрорайону Дангауэровка — бывшему рабочему посёлку, возникшему во второй половине XIX века, после постройки котельного и литейного завода Дангауэра и Кайзера). Правда уже на генеральной схеме метро 1938-го года диаметр вновь появляется под старым названием.
Что касается трассировки, она опять была немного изменена: теперь в западной части линия должна была проходить по Хорошёвскому и Звенигородскому шоссе ещё дальше — в район Хорошёво-Мнёвники, а в восточной — вдоль шоссе Энтузиастов с поворотом в Новогиреево, через следующие станции:
Хорошёво - Мнёвники - Станция Пресня - Ваганьково - Краснопресненская Застава - Площадь Восстания - Боровицкая - Новокузнецкая - Застава Ильича - Завод Серп и Молот (Новая) - Соколиная Гора - Владимирский посёлок - Новогиреево
Планы 1950-х годов
Так как строительство линии было отложено на далёкую перспективу, Рогожский радиус под новым названием "Калининский" (по бывшему району Москвы, названному в честь М.И. Калинина) вновь появляется в проектах только в 1957-м году. Теперь его решили не соединять с Краснопресненским, радиус должен был начинаться от станции Таганская и заканчиваться в Новогиреево.
В другом проекте того же времени планировалось соединить Калининский радиус с Рижским через станции:
Ботанический Сад (Проспект Мира) - Кировская (Чистые Пруды) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Яузские Ворота - Таганская -
Застава Ильича - Новая (Авиамоторная)
Позже от соединения Калининского и Рижского радиусов отказались. В конце 1950-х — начале 1960-х годов линию решили продлить дальше на восток, в подмосковный город Реутов. Станция должна была быть следующей после Новогиреево. Планировалось построить её у железнодорожный платформы Реутово Горьковского направления.
Идея о продлении линии в Реутов просуществовала вплоть до 1989-го года, однако проект так и не был реализован. Правда в 2012-м году была открыта станция Новокосино, находящаяся на границе района ВАО Москвы Новокосино и города МО Реутова.
Планы 1960-х годов
В 1965-м году Калиниский радиус вновь хотели соединить с Краснопресненским, только теперь в центре он должен был проходить через Арбатский радиус глубокого заложения к станции метро Новокузнецкая, а далее в Новогиреево. Позже было решено окончательно отказаться от соединения этих радиусов.
Планы 1970-х годов
Интересный вариант строительства линии предлагался в 1970-х годах. Он предусматривал соединение Калининского радиуса с Арбатским. На востоке линия должна была проходить через станции Таганская, Новая, Перово, Новогиреево, Кетчерская и Реутово, в центре — через Новокузнецкую, Арбатскую, Киевскую, а на западе — идти в район Солнцево через станции Мосфильмовская, Ломоносовская, Раменки, Лобачевская, Востряково, Солнцевский проспект и Солнечная.
Другой вариант предусматривал, что Арбатский радиус на западе пойдёт не в Солцнево, а в Очаково через станции Ломоносовская, Матвеевское, Аминьевская и Промзона.
Вплоть до 1989-го года всё ещё значился план постройки участка Третьяковская — Арбатская с открытием движения от Новогиреево до Киевской и последующим продлением линии в Солнцево с ответвлением в Очаково на западе и до платформы Реутово на востоке.
Станция Плехановская
Ещё одним нереализованным планом было строительство на перегоне Калининского радиуса Перово — Шоссе Энтузиастов ещё одной станции. Она должна была находиться на месте пересечения улицы Плеханова (по которой и получила своё проектное название) с Перовской улицей и Зелёным проспектом, однако от строительства станции впоследствии отказались.
Первый участок Калининской линии строился в 1975-1979 годах, к московской олимпиаде 1980-го года. Протяжённость этого участка составляла 12,2 км, на нём имелось 6 станций: Марксистская, Площадь Ильича, Авиамоторная, Шоссе Энтузиастов, Перово и Новогиреево. 30 декабря 1979-го года участок был сдан в постоянную эксплуатацию, а в 1986-м году был открыт перегон Марксистская — Третьяковская длиной 1,7 км.
Продление линии в Кожухово
В 2009-м году предлогалось продлить Калининскую линию от строящейся станции Новокосино в микрорайоны Кожухово и Руднёво Косино-Ухтомского района ВАО (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии).
Предлагалось несколько вариантов трассировки будущего участка. Согласно одному из них планировалось сооружение таких станций, как: Николо-Архангельская, Святоозёрская, Косино-Ухтомская и Руднёво. Для обслуживания линии проектировалось отдельное депо "Руднёво", которое позже было построено для Некрасовской линии.
Станция Николо-Архангельская должна была находиться на Николо-Архангельском проезде, вблизи одноимённого кладбища, станция Святоозёрская — немного южнее пересечения Святоозёрской и Салтыковской улиц (в районе станции метро Улица Дмитриевского Некрасовской линии), станция Косино-Ухтомская — чуть восточнее Лухмановской улицы (в районе станции Лухмановская Некрасовской линии), а станция Руднёво — в районе Проектируемого проезда №265.
Другой вариант предлагал строительство линии от Новокосино до Лухмановской улицы. Участок должен был идти вдоль Носовихинского шоссе, а далее поворачивать на юг в сторону Никольско-Архангельского проезда. После проходить под Салтыковским лесопарком и выходить к Лухмановской улице, где могла быть новая конечная на Калининской линии.
Станция Николо-Архангельская могла быть размещена на пересечении Никольско-Архангельского проезда и улицы Галины Вишневской (Проектируемый проезд № 326) на границе Москвы и Московской области. Станция Красковская планировалась к размещению к западу от Лухмановского сквера вблизи 2-й Красковской улицы в 9-м микрорайоне Кожухова, а станция Лухмановская была бы размещена на одноименной Лухмановской улице между улицей Руднёвка и Святоозёрской улицей.
Согласно третьему варианту, линия также шла бы до станции Николо-Архангельской, а далее уходила бы немного на юг к станции Салтыковской, а далее на запад до станции Кожухово.
Также на разных схемах было представлено несколько дополнительных вариантов продления линии. Например, появлялась идея продлить Калининскую линию только до станции Салтыковской, где была бы организована пересадка на новую линию метро в Люберецкие Поля.
Другой вариант продления Калининской линии и соединение её с Некрасовской (Кожуховской) линией.
В 2011-м году строительство метро от станции Новокосино в сторону Кожухова было признано нецелесообразным и в программу развития транспортной системы на 2012–2016 годы Кожуховская линия была включена как отдельная (линия под названием "Некрасовская" была открыта в 2019-м году).
В одной из редакций Генплана развития метро Москвы до 2025-го появлялась дополнительная станция за Новокосино. Она должна была разместиться вдоль Носовихинского шоссе, между улицей Академика Челомея (город Реутов) и Никольско-Архангельским проездом, неподалёку от ТЦ "Реутов-Парк".
Станция могла бы разгрузить станцию Новокосино, также на ней можно было бы организовать транспортно-пересадочный узел для автобусов и маршруток Подмосковья. В последующих планах её уже никогда не рисовали, но техническая возможность продлить линию осталась.
Соединение с Солнцевской линией
В отдалённой перспективе планировалось соединить Калининскую линию с Солнцевской, построив центральный участок от станции Деловой центр до станции Третьяковской и тремя промежуточными станциями: Дорогомиловская, Плющиха и Волхонка. Таким образом, Солнцевский и Калининский радиус должны были объединить в одну линию.
13 марта 2019-го года мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что объединение больше не планируется, однако к этому вопросу вернутся в 2023-м году после замыкания Большой кольцевой линии, так как объединение заложено в генеральный план Москвы, но в то же время не предусмотрено утверждённой программой строительства. Несмотря на это, 26 декабря 2023-го года правительство Москвы объявило о поиске технологий для соединения двух линий.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!