Найти тему
Арт с котом

«Когда он писал кошек, все мыши в страхе разбегались». Корейский художник Пён Санбёк по прозвищу Кот

Корейский художник 18 века Пён Санбёк был одним из ярких мастеров, работавших в жанре хвахвеёнмохва — «живопись цветов, трав, птиц и
животных». Произведения с изображениями кошек, кур и петухов принесли ему не только известность, но и два прозвища — Пён-кот (Пён-коянъи) и Пён-петух (Пён-ке).

Философ и поэт Чосон Чон Ягёна (1762–1836) посвятил картинам Пёна Санбёка такие строки:

Он рисует куриц, петухов и цыплят, перья у них, как у живых...
Слышал, что, когда художник писал их, петухи ошибались [глядя на картину]
и начинали громко петь.
Когда он писал кошек, все мыши в страхе разбегались.
Он достиг небывалого мастерства, не могу оторваться от его картин.
Это прекрасный образец для тех, кто грубо рисует только воды и горы.

(перевод кандидата искусствоведения Екатерины Восториковой, которая посвятила диссертацию корейской «живописи цветов, трав, птиц и животных»)

Пён Санбёк. Кошка и воробей
Пён Санбёк. Кошка и воробей

Исследователи отмечают, что кошки Санбёка — это миниатюрные версии корейских тигров. Художник вдохновлялся образами минхва — народной живописи, где тигров было принято изображать с неестественно большими глазами, даже с оттенком безумия в них: так мастера интерпретировали свирепый нрав и охотничий инстинкт тигров.

А в работе «Кошка и сорока» Пён Санбёк повторяет популярный мотив народной живописи, изображающий тигра под сосной, на ветвях которого притаилась сорока.

Пён Санбёк. Кошка и сорока
Пён Санбёк. Кошка и сорока

Изображение тигра с сорокой (для такого сюжета у корейцев есть специальное определение — чакходо) трактовалось по-разному:

  • Тигр мог символизировать дух гор, а сорока — его ученика и помощника. Такая картинка использовалась в доме как оберег от злых духов. А художники нередко позволяли себе изображать хищника и птицу в юмористическом ключе: защитник порой выглядел смешным и нелепым, домашним.
  • Тигр и сорока часто встречаются и в корейской новогодней живописи: в этом случае они тоже символизируют защитников, но еще и шлют получателю такой «открытки» добрые пожелания. В новогодних свитках тигр сидит под большой зеленой сосной, а на ней — сорока (или пара сорок). Сосна — символ постоянства и долголетия. Сороки — вестники хороших новостей (неслучайно на новогодних картинках их клювы раскрыты).

Очевидно, что большинство народных художников писали тигров вовсе не с натуры. Другое дело — Пён Санбёк и его кошки. Взгляд и поза животного, «поведение» хвоста и ушей указывают на то, что Пён-Кот наблюдал за животными, делал предварительные эскизы.

Пён Санбёк. Кошка, сидящая в осеннем саду под хризантемой. 18 век. Бумага, тушь, водяные
краски, 29,5×22,5 см. Художественный музей Кансон, Сеул
Пён Санбёк. Кошка, сидящая в осеннем саду под хризантемой. 18 век. Бумага, тушь, водяные краски, 29,5×22,5 см. Художественный музей Кансон, Сеул
Пён Санбёк. Кошка и хризантемы
Пён Санбёк. Кошка и хризантемы