4 июня 1988 года пережиток тягостной трагедии встряхнул Арзамас до основания. Одна из самых страшных катастроф, постигших СССР, произошла в тот зловещий день, когда грузовой поезд, нагруженный 100 тоннами взрывчатых веществ, проезжал через станцию Арзамас-1. Внезапный мощный взрыв разорвал тишину и оставил за собой ужасающие последствия: 91 человек погиб, множество людей получили ранения. Ударная волна была такой силы, что обломки и тела пострадавших были разбросаны на расстояние до 10 километров.
4 июня, в 9:30 утра, грузовой поезд, следующий из Дзержинска, пересекал станцию Арзамас-1. В трёх вагонах хранилось свыше 100 тонн взрывчатых материалов: тротиловые шашки, гексоген, амонал, аммонит, октон и другие виды взрывчатки.
Находясь приблизительно в 300 метрах от здания вокзала и проходя стрелочный перевод, состав внезапно взорвался. Мощность взрыва была настолько колоссальной, что подняла железнодорожные вагоны в воздух вместе с тоннами земли.
В результате взрыва на месте происшествия образовалась огромная воронка глубиной 10 метров и диаметром более 80 метров. Ударная волна, вызванная взрывом, разрушила 151 здание, включая электроподстанцию, сам вокзал и линии электропередач. Пострадали также детские сады, примерно 69 магазинов, школ и несколько больниц. В момент взрыва, на железнодорожном переезде стоял рейсовый автобус и несколько легковых автомобилей. Все пассажиры этих транспортных средств погибли.
В ходе взрыва, город Арзамас оказался буквально парализован. Сразу после взрыва, произошло отключение электричества, что мгновенно оставило город без света и энергии. Наряду с этим отключилась система водоснабжения и канализации, лишая жителей доступа к воде и базовым санитарным услугам. Также вышли из строя линии телефонной связи, что изолировало город и затруднило координацию экстренной помощи.
Пожарные расчеты немедленно выдвинулись к месту катастрофы. Они столкнулись с масштабным пожаром, который грозил распространиться на ближайшую нефтебазу. Усилия пожарных были героическими: они работали непрерывно, вдохновляясь чувством долга и ответственности, предотвращая еще большие разрушения и возможную вторичную катастрофу.
Через несколько часов после разрушительного взрыва, на помощь городу прибыли подразделения железнодорожных войск. Вскоре за ними последовал командующий войсками Московского военного округа, вместе с представителями правительственной комиссии. Их миссия включала не только координацию всех спасательных операций, но и начало расследования причин трагедии.
Сотрудники правительственной комиссии приступили к оценке ущерба и оказанию экстренной помощи пострадавшим. Они разработали план действий по восстановлению инфраструктуры и жизнеобеспечения города. Железнодорожные войска в свою очередь, немедленно начали работы по разбору завалов и восстановлению разбитого железнодорожного полотна.
Почему же так произошло? Выдвигают несколько версий
Сразу после взрыва в Арзамасе основным подозреваемым стал газопровод. Власти предположили, что его возгорание могло вызвать детонацию взрывчатки. Однако, детальное расследование не подтвердило эту версию из-за отсутствия доказательной базы.
Следующая гипотеза заключалась в том, что взрыв произошел из-за сочетания нескольких факторов: нарушение техники безопасности при погрузке взрывчатых материалов, высыпавшихся из мешков, что привело к образованию искры и, как следствие, к взрыву. Параллельно рассматривалась версия о возможной диверсии, хотя и она впоследствии была ослаблена недостатком доказательств.
Несколько следственных экспериментов так и не позволили установить точную причину взрыва, и материалы расследования оставались засекреченными. Официальная версия происшествия звучала расплывчато: «Причиной детонации взрывчатых веществ является нарушение правил их загрузки, а также совместная перевозка инициирующих и детонирующих взрывчатых веществ».
Существовала также версия о так называемом спецпоезде. В тот злополучный день недалеко от станции Арзамас находился поезд, транспортировавший ядерное оружие для Северного флота из Арзамаса-16. Если бы поезд не задержался на предыдущей станции, последствия катастрофы могли бы быть еще более ужасающими.
Отсутствие четкой причины взрыва породило еще одну загадочную версию. Спустя месяц после трагедии в прокуратуру пришло письмо с обычным настенным календарем за 1988 год, на котором было изображение актера Олега Янковского. По странному совпадению, дата 4 июня была выделена, а часы на руке актера показывали 9:35 — почти точное время взрыва. Следователи отыскали фотографа, который сделал этот снимок, и тот пояснил, что фотография была сделана еще в 1984 году, а обведенная цифра — всего лишь волос, попавший на негатив.
Множество людей связывает арзамасскую катастрофу с последующей цепочкой аналогичных трагедий. Четыре месяца спустя, ранним утром 4 октября 1988 года, аналогичное происшествие случилось в Свердловске. Спустя ровно год, 4 июня 1989 года, под Уфой произошел самый масштабный железнодорожный инцидент в истории советских железных дорог, унесший жизни 575 человек.
Официальные лица до сих пор активно отвергают версию заговора и всевозможные сомнительные гипотезы. Однако, как минимум три высокопоставленных лица высказывались публично, не отбрасывая возможности теракта.
Иван Скляров, занимавший должность главы Арзамасского горисполкома в 1988 году и позднее ставший губернатором Нижегородской области, еще в 90-е годы открыто называл взрыв “организованной диверсией”. Его преемник, Геннадий Ходырев, в интервью, опубликованном на сайте правительства области в 2003 году, разделял это мнение:
— Следственные органы так и не выявили окончательной причины катастрофы, несмотря на многочисленные эксперименты. Я убежден, что это была диверсия, и до сих пор не нахожу оснований менять свое мнение.
Недалеко от места трагедии была установлена часовня и мемориал, на котором высечены имена 91 погибшего.
Несмотря на все усилия следствия и множество экспертиз, загадочные обстоятельства этих катастроф продолжают порождать вопросы и теории. Общественное мнение разделено: одни склонны верить в официальные версии, другие находят в цепочке событий и заявлениях отдельных лиц основания для подозрений. Однако память о погибших и масштаб трагедий не оставляют безразличными никого, заставляя снова и снова возвращаться к поискам ответов.
Вот такая вот история, друзья! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен за лайк и репост. Также пишите комментарии - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы для вас.
С увaжением, автор канала.