«Дикое поле» – так исстари называли степные земли между Доном и Днестром, где кочевые племена пасли свои табуны и откуда совершали набеги на Русь. Скифы, печенеги и половцы стали частью нашей истории, монгольские орды тоже пришли к нам через Дикое поле. Воинственный дух кочевников и своеобразная эстетика их быта – сейчас на выставке «Дикое поле. В вечном движении» в Государственном историческом музее.
«Какую аудиокнигу послушать перед посещением выставки, чтобы без труда припомнить исторические события?», – задумалась я и выбрала роман «Батый» Василия Яна в исполнении актера Александра Клюквина. Давным-давно я уже читала эту интересную книгу о нашествии монголов на Русь в 1238 году, но подробности подзабылись. И вот начала слушать текст, да так увлеклась, что уже в середине аудиокниги поспешила в Исторический музей, чтобы перенестись на столетия назад и соприкоснуться с реальной жизнью кочевников.
Батыево нашествие отзывается болью в сердце, до слез жаль погибших и полоненных русичей. Их глазами я смотрю на диковинных и жестоких мунгалов с кривыми саблями. Оружие, одежда, еда кочевников описаны в романе ярко и детально; автор изобразил то, что видел в годы работы в Турции и Узбекистане, а также в многочисленных путешествиях. Наверное, бывал Василий Ян и в Историческом музее, чтобы увидеть редкостные экспонаты и поместить их в свой роман.
Придя на выставку «Дикое поле. В вечном движении» я выискивала в витринах прежде всего те вещи, которые встречаются в аудиокниге «Батый». Седло, лук и стрелы, кривая сабля особенно не удивляют. Но вот нарядный черпак для кумыса я прежде не видала, уж не им ли разливали угощение на пирах хана Батыя? А котлы, оказывается, имели три ножки и могли стоять в костре, а нетолько подвешиваться над огнем.
Юрта в натуральную величину позволяет изучить устройство и интерьер кочевого жилища. В этом же зале – витрина с женскими нарядами, где выставлен высокий колпак, похожий на те, которые носили жены Батыя. Красивый и, вероятно, вынуждающий держать идеальную осанку, иначе сваливался бы с головы.
Неоднократно в романе «Батый» упоминаются пайцзы –пластины из золота или серебра с письменами и выгравированными рисунками, означающие покровительство хана. Серебряная пайцза XIV века прошла через сотни рук, прежде чем очутилась в музейной витрине. Тут же – серьга монгольского воина и золотоордынский поясной ковш, украшенный резьбой. Древность невероятная.
Самый потрясающий экспонат ждал меня в последнем зале выставки. Это новгородская летопись XIII века, открытая именно на тех страницах, где рассказывается о нашествии Батыя на Рязанское княжество в 1238 году. Как раз сюжет романа «Батый», только в документальном изложении современников. Такая вот синхронизация Вселенной.