Найти тему

Медиапроект "Люди ИКИ": Юлия Челышева

Мы продолжаем знакомство с нашими прекрасными педагогами. Сегодня нашим гостем будет Юлия Вячеславовна Челышева – кандидат педагогических наук, доцент, начальник Департамента обеспечения образовательного процесса Института культуры и искусств.

В нашем университете много медийных педагогов, но больше всех востребована Юлия Челышева. Она ведет мастер-классы, дает интервью разным каналам на ТВ и в других СМИ. Она профессиональный психолог, знает, как противостоять вызовам времени и цифровой турбулентности, как помочь ребенку, который не хочет делать уроки, как наладить контакты с близкими или коллегами.

Или как первокурснику справиться со стрессовой ситуацией.

Возникает вопрос, как такой талантливый педагог согласился на рутинную работу администратора.

Как вы пришли к тому, что вы согласились на административную должность? И не угнетает ли вас рутина во время работы?

Знаете, во-первых, я не случайно пришла на эту должность. У меня довольно длительный опыт работы в администрации. Я была и замдекана, и замдиректора. Поэтому для меня это не новая работа. Всегда нужно четко понимать, как ты относишься к тому, что делаешь. Если ты к работе относишься как к рутине, она, конечно, тебя будет угнетать. Если ты к работе относишься как к творчеству, то тогда она даёт тебе возможности. Поэтому на любой должности можно быть в творчестве, а можно быть в рутине. В данном случае я рассматриваю свою должность как возможность проявить творчество.

Работа с документами, с учётными записями всё равно довольно монотонна. Как Вы привносите это творчество в свой рабочий процесс?

Есть определённые законы управленческой деятельности, когда мы меняем, чередуем те задачи, которые мы выполняем. Как раз для того, чтобы не привыкать, для того, чтобы не находиться вот в этой рутине. Допустим, сегодня мы проверяем расписание, потом тот человек, который раньше проверял расписание, делает ведомость или еще что-то. То есть мы чередуем те содержательные деятельности, которые все мы знаем, но при этом кому-то интересно одно, а кому-то другое. Мы пытаемся таким образом найти компромисс.

Мы прочитали несколько ваших публикаций на тему поведенческих реакций у детей и подростков. Почему вам в целом интересно работать с этой темой?

Я занимаюсь вообще подростками, начиная от беспризорных, подростками с девиантным поведением, в принципе, подростковым возрастом. Потому что, во-первых, это самый честный возраст, а во-вторых, возраст, который, к сожалению, в социуме вдруг остается один. В дошкольном возрасте родители всегда рядом, в начальном возрасте родители всегда рядом, даже в возрасте выпуска из школы вдруг появляются родители. А вот этот самый сложный, кризисный период в жизни человека ребёнок должен переживать один, потому что родителям сложно с ним справиться. А возраст очень интересный. Здесь очень много моментов, связанных именно с внутренним раскрытием, потенциальными возможностями человека, с формированием характера, с формированием личности. И на самом деле очень важно, кто в этот момент будет с человеком для того, чтобы сформировать его характер. Потому что для подростка очень важна референтная группа, референтная личность, значимая личность, на которую он хочет быть похожий, которому он хочет соответствовать. Поэтому коррекция, небольшие такие моменты, связанные с устранением девиантных форм, дают возможность человеку найти себя в жизни в дальнейшем, быть в жизни успешным.

А вам никогда не было интересно пойти работать, например, психологом в школу или просто открыть свою практику именно как врач, доктор?

Ну, как доктор я не могу это сделать, потому что это должно быть дополнительное образование в психиатрии или это должно быть образование, связанное с клинической психологией. А всё, что касается практики работы в школе, у меня эта практика есть. Я много лет работаю педагогом-психологом, работаю с детьми в педагогических классах. Кроме того, у меня есть практика с детьми, 10-11 класс, которые в общем-то, определяются в профессии, определяются в будущем, которые после занятий всё время остаются и спрашивают: «Как нам жить? Что нам делать? Помогите!» Это вот как раз та история, когда человек просто хочет, чтобы его послушали.

Какие бы советы вы могли дать нашим студентам, школьникам? Что делать в стрессовых ситуациях в учебе, в личной жизни?

Знаете, я абсолютно точно уверена, что стресс – это возможность. Это возможность вашего личностного роста. Если вы попали в ситуацию стресса, радуйтесь, что вы в неё попали. У вас есть эмоция, у вас есть сопротивление какой-то ситуации, и вы всегда эту ситуацию можете преодолеть. А преодоление – это всегда раскрытие ваших внутренних возможностей. И мы сами иногда не знаем, на что мы способны. Когда мы попадаем в ситуацию стресса и сами находим решения, может быть, рядом будет человек, который тебе поможет, а может и нет. У вас есть только вы. Любой стресс – это всегда возможность преодоления. Помимо этого, мы ещё можем узнать себя, наконец-то понять, что мы собой представляем. Поэтому стрессовых ситуаций не надо бояться. И любой школьник, любой студент, приходящий на экзамен или сессию, должен разрешить себе получить удовольствие жизни, в которой находится. И тогда стресс является фактором, который становится ростом.

-2

Вы очень светлый человек и довольно быстро к себе располагаете. Как у вас это получается? Вы делаете ставку на ваш образ, на слова, которые вы говорите или на что-то еще?

Однозначно могу сказать, я всегда в естественном состоянии. То есть на самом деле я искренне интересуюсь вами. Мне действительно интересно, чем живут студенты. Мне искренне интересно, что сейчас происходит в мире. И я искренне на это реагирую. Практически всегда у меня на лице всё написано. То есть если мне что-то не нравится, это сразу видно. Я даже не пытаюсь это скрыть, потому что это не честно по отношению к миру и по отношению к людям, с которыми я общаюсь. Нельзя находиться все время в маске. Иногда ты за маской забываешь, какой ты на самом деле есть. Здесь не надо ничего придумывать.

-3

А было такое, что люди просят помощи и их нужно как-то поддержать, но при этом нет моральных сил, какие-то свои проблемы? Что тогда делать?

В какой-то момент нужно просто понять, что твоя профессия, в которой ты находишься, психологическая профессия, разрешает тебе быть тоже слабым и тоже быть человеком уставшим. Но если к тебе обращаются за помощью, значит, больше не к кому обратиться. Значит, всё, что касается твоей усталости, потом. Ты успеешь отдохнуть, но ты можешь не успеть помочь. И вот это самое важное.

А как вы справляетесь со скептиками? Что делать, когда встречаешь недоверчивую публику, и нужно завоевать их внимание?

Не мешать им быть скептиками. Однозначно. Если человек выбрал себе позицию скептика, значит, у него есть желание защищаться от чего-то. Он своим скептицизмом очень часто кричит о помощи, подсознательно, но не допускает к себе, потому что у него нет веры. Веры в мир, в людей, в события. Поэтому ему удобно быть скептиком. А наша задача не доказывать, что мы профессионалы. Мы просто профессионально незаметно для него с ним работаем.

Ощущение, что вы человек, который успевает везде и всюду. У вас есть какое-то расписание, какая-то стратегия, которой вы придерживаетесь, так называемый work-life balance?

Есть, конечно. Я абсолютно точно всю жизнь живу по одному закону. Торопиться надо медленно. Не надо никуда спешить. Мы везде успеем. Но для того, чтобы везде успеть, должен быть определенный ритм жизни. У меня очень простой ритм жизни, я встаю в 5 утра, я все успеваю, потому что я четко знаю, что у меня есть 2 часа на выполнение какой-то задачи, потом я собираюсь, потом я выполняю какие-то действия, связанные с дорогой до работы, я что-то успеваю даже проконсультировать с утра. Есть определенные ритмические истории, в которых есть место работе, личной жизни, общению с друзьями, общению с людьми, которые случайно встречаются в твоей жизни, которым хочется с тобой повзаимодействовать. Главное, правильно распределить это время. Времени очень мало в жизни. Изначально нам кажется, что его так много, так всё впереди, так всё успеваешь. На самом деле, его будет много тогда, когда ты его правильно распределяешь. Когда ты вот чётко знаешь, на что ты можешь что потратить. И точно не надо его тратить на разговоры о пустом, на какие-то сплетни, на какие-то обсуждения. Точно его не надо тратить на людей, с которыми тебе неинтересно, на действия, которые тебе неинтересны. Если ты всю жизнь живёшь на работе, которая тебе неинтересна, то ты просто прожигаешь свою жизнь. Зато, когда ты будешь ею гореть и когда она тебя будет интересовать, тогда ты точно будешь везде всё успевать.

А почему именно МГПУ ИКИ? Почему именно Институт культуры, а не, к примеру, педагогики и психологи, которые у нас тоже есть? Почему выбрали именно этот институт?

А знаете, вообще в жизни не всегда мы выбираем. Очень часто нас выбирают. И я ни одной секунды еще не пожалела, что ИКИ выбрал меня.

И, наверное, самый важный вопрос, который будет интересовать всех наших студентов, и не только студентов: нравится ли вам онигири из автоматов?

Конечно нравится! Я с крабом люблю 

Советуем посмотреть:

Педагог-психолог Юлия Челышева рассказывает о том, как разглядеть в ребенке его талант – YouTube

Готовили материал студенты 1 курса бакалаврской программы «Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях»

Интервьюер: Ксения Сырцева