Найти в Дзене

Медицинское образование в непрофильных вузах: быть или не быть?

Российский союз ректоров, депутаты, главы Минобрнауки и Минздрава обсудили, зависит ли качество подготовки врачей от подведомственности учебного заведения. Инициировало дискуссию критическое выступление председателя Госдумы Вячеслава Володина во время отчета Правительства РФ перед депутатами. Он возмутился большим количеством медицинских факультетов в непрофильных вузах, которые открывают даже при МГИМО и в небольших райцентрах. Позднее в своем Telegram-канале спикер нижней палаты парламента поставил под сомнение качество подготовки врачей в таких университетах, институтах и академиях: мол, большинство не имеет ни научной школы, ни опытного профессорско-преподавательского состава, ни специализированно оснащенных анатомических залов, ни лабораторий, ни собственной клинической базы. По его словам, медицинские кадры выпускают 163 вуза, и только 46 из них находятся в ведомстве Минздрава. Остальные – это факультеты, которые сравнительно недавно были созданы в 117 учебных заведениях, подчине
Рисунок freepik
Рисунок freepik

Российский союз ректоров, депутаты, главы Минобрнауки и Минздрава обсудили, зависит ли качество подготовки врачей от подведомственности учебного заведения.

Инициировало дискуссию критическое выступление председателя Госдумы Вячеслава Володина во время отчета Правительства РФ перед депутатами. Он возмутился большим количеством медицинских факультетов в непрофильных вузах, которые открывают даже при МГИМО и в небольших райцентрах.

Позднее в своем Telegram-канале спикер нижней палаты парламента поставил под сомнение качество подготовки врачей в таких университетах, институтах и академиях: мол, большинство не имеет ни научной школы, ни опытного профессорско-преподавательского состава, ни специализированно оснащенных анатомических залов, ни лабораторий, ни собственной клинической базы. По его словам, медицинские кадры выпускают 163 вуза, и только 46 из них находятся в ведомстве Минздрава. Остальные – это факультеты, которые сравнительно недавно были созданы в 117 учебных заведениях, подчиненных Минобрнауки.

На состоявшемся 6 мая расширенном заседании президиума Российского союза ректоров прозвучали другие цифры. Как сообщил Валерий Фальков, сегодня медицинское образование можно получить в 127 вузах. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Минобрнауки, три — Минпросу. Учредителем двух (МГУ и СПбГУ) является Правительство РФ, трех – муниципалитеты. Плюс 14 частных вузов. Также программы подготовки врачей первичного звена реализуют две научные организации. Неизвестно, учтены ли в этом списке Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, которой ведает Минобороны, и Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, учрежденная субъектом РФ (ХМАО – Югра). 72,6 % будущих врачей учатся в вузах Минздрава.

Глава Минобрнауки обратил внимание на то, что в 15 регионах нет высших учебных заведений с медицинскими специальностями. К таковым он отнес и Владимирскую область, где в прошлом году открыли филиал ПИМУ.

Участники заседания выдвинули множество контраргументов к доводам Вячеслава Володина.

Ректор МГУ Виктор Садовничий сделал акцент на том, что во всем мире медицинское образование традиционно дается в классических университетах, междисциплинарные возможности которых создают прочный научный фундамент для высоких технологий в здравоохранении.

О том, как непрофильные вузы помогают решению кадровых проблем, рассказала вице-губернатор Липецкой области Ольга Белоглазова. По ее признанию, ни целевым обучением в других субъектах РФ, ни программами поддержки врачей не удается победить дефицит врачей. Поэтому по просьбе регионального правительства в 2021 году был открыт медицинский факультет Елецком государственном университете имени И. А. Бунина.

Ректор ПМГМУ имени И. М. Сеченова Пётр Глыбочко призвал «перестать делить полномочия между ведомствами и создать высокие стандарты». На что главы Минздрава и Минобрнауки ответили, что им «удается успешно сотрудничать».

В общем, непрофильные учебные заведения не планируют отлучать от подготовки врачей. Вместе с тем, Валерий Фальков отметил, что в регионах, где уже имеются медвузы, необходимость создания профильных факультетов в классических, педагогических и технических университетах «неочевидна и требует глубокой экспертизы».