415 лет назад, в ночь с 3 на 4 мая (13-14 мая) 1609 года тушинцы, осаждавшие Ярославль, попытались повторить свой недавний успех, когда ночным штурмом они сумели взять большой острог (Земляной город).
И ночью они внезапно атаковали меньший острог (Рубленый город): «И Майя в 3 день пришли воры к меншему острогу всеми людми и приступали великими приступы, всякими мерами, во весь день и до вечера». По названию Рубленого города уже понятно, что крепость была бревенчатой. Поэтому тушинцы и поляки пошли на штурм, используя огонь! Они тащили к стенам факелы, смоляные бочки и примёты (дровяные горы, облитые маслом), а ещё пускали в город огненные стрелы. Для прикрытия от стрельбы со стен атакующие использовали большие осадные щиты.
Но защитники города не собирались повторять «первомайскую» ошибку, кода тушинцам ночным нападением удалось застать их врасплох. Ополченцы и посадские люди бдительно несли стражу, они не только отбили первый натиск, но и контратаковали! Вероятнее всего, это был не один приступ (штурм), а целая серия попыток осаждающих подтащить горючие материалы к стенам, на что следовали ответные вылазки осаждённых. В итоге, сражение длилось до полудня 4 (14) мая.
В ходе боёв были сожжены Власьевская церковь и несколько монастырей: мужской Николо-Сковородинский на Глинищах, женские - Вознесенский в Толчковой слободе и Рождественский.
Потери тушинцев в боях 3-4 (13-14) мая оказались так велики, что они прекратили осаду и 5 (15) мая отступили от Ярославля по Углицкой дороге. Защитникам города достались трофеи (осадные щиты, примёты, знамёна), также было захвачено много пленных. От них-то воеводы Сила Гагарин и Никита Вышеславцев узнали, что возглавляли тушинцев во время штурма не только польско-литовские ротмистры, но и ростовский воевода Иван Федорович Наумов-Хрулёв. Были перехвачены его письма к Лжедмитрию II. Эти «многие розрядные письма» из тушинского стана принес ростовский площадной дьячок Тимошка Семёнов.
А ещё сохранилась челобитная Лжедмитрию II астраханских стрельцов и казаков, участвовавших в штурме под командованием Наумова:
«Дрались явственно и билися насмерть, и к приступу ходили, и город взяли, и изменников твоих Государевых многих побивали, и посады выжгли; а иные изменники заперлись в городе, и мы холопи твои к приступу ходили с щитами многижды».
Астраханцы жаловались Тушинскому Вору, что было их в начале осады 220 человек, но 24 погибли в бою, 34 были ранены, ещё 70 попало в плен. Ну и традиционно просили не оставить их милостями.
Но и на этом осада Ярославля не закончилась! Отступая от города, потрёпанное тушинское воинство встретило полк атамана Лисовского. И пан полковник велел вернуть Ярославль. И 8 (18) мая враг вновь был под стенами города!