Найти в Дзене
Mylene Farmer's World

Милен Фармер. Жизнь за кадром (1984-1994 гг) 1/2. О книгах, музыке, кино и моде.

М.Ф. - "Мы можем говорить о моей профессии, но в остальном я строго придерживаюсь старого звездного рецепта: я ничего не объясняю, вы обо всем догадываетесь, а я храню тайну..." (L'événement du jeudi, 31 декабря 1986 г.) Доброго вечера дорогие читатели! В этот раз будет не совсем стандартный материал для данного блога. За исключением статьи о детстве Милен Фармер и перевода интервью с Эльзой Трилла, за все время публикаций не вышло ни одного материала, предметно раскрывавшего ее жизнь и характер вне профессиональной среды. Так было задумано. Огромное количество статей и видео на русском языке, посвященные Милен, изобилуют обобщениями и искажениями. Обычно причина кроется в попытке пересказать жизнь человека в коротенькой статье, совершенно не обращая внимания на тот факт, что людям свойственно меняться (это если забыть о существовании "желтой прессы"). Чтобы не совершать подобной ошибки, для данной статьи были перечитаны 229 интервью с Милен за период с 1984 по 1994 год. Из них исполь
Оглавление
М.Ф. - "Мы можем говорить о моей профессии, но в остальном я строго придерживаюсь старого звездного рецепта: я ничего не объясняю, вы обо всем догадываетесь, а я храню тайну..." (L'événement du jeudi, 31 декабря 1986 г.)
На отдыхе в Индии. 1989 г.
На отдыхе в Индии. 1989 г.

Доброго вечера дорогие читатели! В этот раз будет не совсем стандартный материал для данного блога. За исключением статьи о детстве Милен Фармер и перевода интервью с Эльзой Трилла, за все время публикаций не вышло ни одного материала, предметно раскрывавшего ее жизнь и характер вне профессиональной среды. Так было задумано. Огромное количество статей и видео на русском языке, посвященные Милен, изобилуют обобщениями и искажениями. Обычно причина кроется в попытке пересказать жизнь человека в коротенькой статье, совершенно не обращая внимания на тот факт, что людям свойственно меняться (это если забыть о существовании "желтой прессы"). Чтобы не совершать подобной ошибки, для данной статьи были перечитаны 229 интервью с Милен за период с 1984 по 1994 год. Из них использованы 69 материалов, в которых есть нужная информация. Их полный список будет приведен в конце второй части. Период выбран исходя из соображений изменения имиджа и карьерного успеха. От начала работы с Лораном Бутонна до момента отъезда в США и американизации творчества. Также частично были задействованы несколько интервью ее коллег и друзей.

Первая часть будет "вступительной". Здесь собрана информация о том, что смотрела, слушала и читала Милен в свободное от работы время. В конце немного сведений об отношении певицы к моде. Во второй же части перейдем к самому интересному: комментариям Фармер относительно своей личной жизни, о вредных привычках, о домашних животных, и немного о политике, религии и французском языке.

1. Литература

М.Ф. - "Я много читаю, но всегда, говоря это, боюсь, что меня примут за заносчивую интеллектуалку!" (Salut !, 7 ноября 1984 г.)

Так говорила о себе Милен в начале карьеры. Забавно, через 3-4 года в кругах шоу-бизнеса ее будут характеризовать именно как "заносчивую интеллектуалку" и очень зря. Милен действительно обожает литературу, от художественных романов до философских трактатов, но использует это только для своих текстов. Все начиналось с этого:

М.Ф. - "Моя первая книга? "Oui-Oui et les gendarmes" ("Да-да, и жандармы"). Без шуток! Гениальное название, не так ли?" (Girls, 17 сентября 1986 г.)
-2

А если серьезно, то во главе угла тут, конечно, стоят Шарль Бодлер, Эдгар Аллан По и Пьер Реверди. Из произведений этих авторов певица черпала идеи, строчки, а иногда и целые произведения ("L'Horloge"). Под сильным влиянием Бодлера и По писались тексты для альбома "Ainsi soit je...".

М.Ф. - "Ainsi soit je...", это представление молодой девушки со всеми ее парадоксами и двусмысленностями. "Ainsi soit je..." - это также вселенная Эдгара По и, косвенно, вселенная Бодлера. Это представление о человеке и его личности." (Rock News, 1 апреля 1988 г.)

Примерно в начале 90-х Милен открыла для себя Пьера Реверди. Судя по высказываниям артистки его стихи послужили дополнительным источником вдохновения при создании альбома "L'autre". Хотя отсылки к его творчеству встречаются и в более поздних альбомах.

М.Ф. - "Я пыталась зарядиться энергией, читая таких поэтов, как Реверди, Дикинсон, собрание Чорана… Я полностью погрузилась в это." (Podium, 1 мая 1991 г.)

Чоран тут упомянут не просто так. Предполагается, что его произведения больше всего повлияли на текст "Desenchantee". В этот же список авторов можно добавить Лу Андреас-Саломе, которую Милен упоминала среди интересных ей творцов. Предположительно, из ее "Молитвы к смерти" ("Смертной просьбы") Милен взяла строчку для своей песни "Ainsi soit je...".

В списке упоминаемых авторов также числится Огюст де Вилье де л'Иль-Адам, французский поэт XIX в. (сформировавший стиль под сильным влиянием Бодлера и По).

М.Ф. - "Мне нравится его стремление к абсолюту и его метафорический стиль письма" (Lyon Matin, 11 мая 1989 г.)

Не чужды Фармер и художественные романы. Так, в 1986 году она отметила книгу "Дракула" Брэма Стокера, дополнив ответ шуткой (?), что хотела бы сыграть такого персонажа в кино.

И да, как певица, написавшая текст к "Pourvu qu'elles soient douces" могла не читать де Сада?

Бертран Делькур - "Завтра День Святого Донатьена, это праздник Маркиза де Сада. К тому же сегодня полнолуние... Ты читаешь Сада?"
Милен Фармер - "Я прочитала "Жюстин" вдоль и поперек. Признаюсь, это довольно привлекательно." (Rock FM, Июль 1986 г.)

Вероятно, Милен внимательно читала и произведения Шодерло де Лакло, учитывая присутствие отсылок к фильму и роману "Опасные связи" в песне "Beyond my control", а также используемые в текстах анахронизмы времен де Лакло ("Sans logique").

Очевидно, что этими авторами интерес Фармер не ограничивался. В интервью можно найти упоминания Франца Кафки, Мишеля Бенуа, Августа Стриндберга, Мишеля Турнье, Хосе Трианы, Райнера Рильке , Артюра Рембо, Жюльена Грина, Люка Дитриха, Ги де Мопассана. И это только те, кого она решила озвучить.

М.Ф. - "Я не могу выбраться из этого мира писателей XIX века. Вся литература, которую я хочу получить, происходит оттуда." (L'Est Républicain, 30 октября 1988 г.)

2. Музыка

Спектр музыкальных интересов Милен Фармер тоже обширный. Своим кумиром она неоднократно называла Жака Дютрона, который, в целом, пользовался большой популярностью в то время, а к настоящему моменту признан одним из самых влиятельных исполнителей во Франции. Кроме того, он регулярно снимался в кино, а эта сфера искусства занимала Милен не меньше, чем музыка. Еще одна легенда французской песни - Серж Генсбур, также числился среди выделяемых Фармер певцов. Генсбур известен своими текстами, в которых регулярно экспериментировал с двусмысленными выражениями и провокационными темами. На момент начала исполнительской карьеры Милен пришелся выход одного из самых дерзких альбомов Сержа Генсбура "Love on the Beat" (1984 г.) и есть основания полагать, что начинающая артистка внимательно ознакомилась с его содержанием. Провокативность и многосмысленность свойственны текстам Милен (PQSD чего только стоит!), но с пустого места такие песни сочинять невозможно. Талант мало что значит без упорного труда и примеров для подражания. Похоже таким примером для нее были песни в т.ч. Генсбура.

М.Ф. - "Моя любимая песня и песня, подсознательно наполненная множеством эмоций: "L'anamour" Сержа Генсбура." (Numéros 1, октября 1985 г.)

Кого еще слушала Милен? А вот в одном из интервью она выдала целый список:

М.Ф. - "Дома мы предпочитали классическую музыку, а на эстраде это были Серж Реджиани, Греко, Брель, Брассенс, Барбара (Диксон - прим.авт.)... Серж Реджиани мне очень понравился, я даже дважды ходила на его концерт. А потом появился Дютрон." (OK!, 25 января 1988 г.)

По перечисленным именам хорошо видно, что артистка внимательно следила за творчеством знаменитых французских исполнителей. Впрочем, почти все, кого перечисляет Милен, это уже добившиеся большой известности к 80-м годам звезды. С одной стороны, профессия обязывает, с другой, учиться надо у лучших. Иностранная музыка также занимала певицу. С большим уважением Фармер отзывалась о Кейт Буш, замечая, что та хороша не только в пении, но и в умении двигаться. Однажды Милен рассказала, что собрала все альбомы группы Talk-Talk, а песня "Shout" группы Tears for fears " вызывает у нее сильнейшие эмоции. А еще Милен заслушивалась музыкой Depeche Mode, с которой ее познакомил младший брат.

В интервью можно также встретить упоминания классической музыки Вагнера, Малера, и др. Возможно классиков Милен слушала еще и в контексте обучения. По крайней мере она рассказывала, что пыталась научиться играть на пианино и саксофоне, но в то время не преуспела.

-3

Отдельной музыкальной страстью Милен были саундтреки к фильмам. Об этом она неоднократно рассказывала в различных передачах.

М.Ф. - "Мне также очень нравится музыка из фильмов: "Огненные колесницы", "Человек-слон", "Сияние". Эннио Морриконе - один из моих фаворитов." (Numéros 1, октябрь 1985 г.)

В данном случае работа и увлечение удачно пересеклись. Милен знатная киноманка и регулярный просмотр фильмов для нее такая же важная составляющая жизни, как и чтение. Об этом далее и пойдет речь.

-4

3. Кино

М.Ф. - "К сожалению, у меня не так много времени, чтобы ходить в кино; с другой стороны, я смотрю много фильмов на видео, но это не доставляет такого же удовольствия. Моя мечта: создать в своем доме большой кинозал. Мне нравятся некоторые фильмы, которые можно счесть суровыми, но я также влюблена в мультфильмы Уолта Диснея. Каждый раз, когда я вижу Бэмби, я плачу горячими слезами." (OK!, 20 июля 1987 г.)

Большой может и нет, а вот малый кинозал наверняка уже сделала... Так о чем это я? Ах да, Милен и кино)

Особое отношение к кинематографу у Милен Фармер было заметно с самого начала. Ее псевдоним (позже ставший оф. фамилией) взят у актрисы Фрэнсис Фармер. Другой любимой актрисе Милен Грете Гарбо посвящена одна из песен на дебютном альбоме.

Грета Гарбо
Грета Гарбо

Говоря о вкусах, надо отметить, что Милен обожает "фестивальное" кино, которое чаще всего ориентировано не на широкую публику, а представляет собой авторские эксперименты в области непопулярных тем, закрученных сюжетов, нестандартной съемки и т.д. Обычно эти фильмы полны скрытого (или не очень) символизма, что особенно привлекает певицу.

М.Ф. - "Я очень люблю Джейн Кэмпион, все фильмы которой я видела. Мне очень нравится Бергман ... Его слова. Особенно его молчание ... Но мне также нравятся Дэвид Лин, Полански, Анно, Серджио Леоне..." (Studio Magazine, январь 1994 г.)

Фильмы Джейн Кэмпион снискали множество наград на фестивалях, в особенности лента "Пианино" (1993 г.), получившая "Золотую пальмовую ветвь" Канского кинофестиваля и премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. Кого еще можно выделить из приведенной выше цитаты? Как минимум Дэвида Лина, чей фильм "Дочь Райана" Фармер хвалила много раз. Лента оказалась очень успешной. Если предположить, что Милен и Лоран знали о сложностях, с которыми при съемках этого фильма столкнулся Лин, то их стремление снять "Джорджино" любой ценой становится более осмысленным.

-6

Одним "западным" кинематографом интерес "рыжей бестии" не ограничивался. Так, она не раз отмечала, что ей нравятся фильмы Тарковского. Удивляться этому не приходится, в Западной Европе его еще с 80-х считают чуть ли не гением кинематографа, чьи труды обязан знать каждый, кто увлекается кино. Помимо лент Андрея Арсеньевича Милен видела "Иди и смотри" Элема Климова. В 1986-1989 гг. эту ленту активно показывали в Зап.Европе. В приведенном ниже интервью эта тема была поднята ведущим и похоже что Милен не была в настроении отвечать, уводя разговор в технические детали:

Мишель Денизо - "Заключительная часть "Зенита" Милен Фармер с последним фрагментом фильма, это фильм, который называется "Реквием по убийству" Элема Климова, который только что вышел."
Милен Фармер - "Это не очень красивый перевод. По-русски, я думаю, это означает "Иди и смотри", и мне не очень нравится французский перевод."
...
М.Ф. - "Этот фильм потрясающий. Признаюсь, я давно не была в кино. Я видела этот фильм, для себя я бы назвала его почти шедевром."
Мишель Денизо - "Еще много трупов!"
Милен Фармер - "Волей судьбы, конечно! Здесь дело в другом, это, безусловно, история, но это также и способ съемки, это великолепные огни. И потом, российское кино, для меня оно одно из самых красивых, это кино символов, а я люблю символы." (Mon zénith à moi - Canal Plus, 10 октября 1987 г.)

От обсуждения сути Милен мастерски уклонилась.

Как бы то ни было, периодически в ее поле зрения попадали фильмы и для массового зрителя. Среди любимых режиссеров она выделяет также Стивена Спилберга (из его "Дуэлянтов" были взяты идеи для клипа "Libertine") и Оливера Стоуна.

В завершение темы вот цитата по поводу еще одного светила кинематографа:

М.Ф. - "На самом деле, мне нравятся амбициозные проекты, режиссеры, в которых есть что-то чрезмерное, что-то безумное, как у того, кого я оставила на закуску, то есть Стэнли Кубрика." (Le Havre Presse, 18 октября 1994 г.)
"Барри Линдон" Кубрика использовался в качестве образца, с которого списывали антураж для клипов "Libertine" и "PQSD"
"Барри Линдон" Кубрика использовался в качестве образца, с которого списывали антураж для клипов "Libertine" и "PQSD"

4. Мода

Нельзя сказать, что Милен сразу после обретения популярности стала модницей. Длительное время на официальные мероприятия она приходила в брючных костюмах. По словам певицы для нее примером была Кэтрин Хэпбёрн, носившая рубашку, брюки и жилет. Но одна слабость все таки имелась - это обувь.

М.Ф. - "Я испытываю настоящую страсть к обуви! К очень изящным ботильонам и туфлям на плоской подошве. Я часто хожу к Стефану Келиану, Филиппу Моделю и Шарлю Камеру." (Coiffure Beauté Internationale, 1 декабря 1989 г.)
М.Ф. - "Единственное, на что я могла бы потратить деньги, - это обувь. У меня ее около двадцати пар - вся на плоской подошве, потому что я не умею ходить на высоких каблуках, - но если бы я прислушалась к себе, у меня было бы пятьдесят пар." (Super, май 1988 г.)
М.Ф. - "Моей мечтой было бы иметь комнату, полную обуви, просто так, для украшения. Тем временем я уже поставила пару из них в своей комнате." (OK !, 24 октября 1988 г.)

Замечание насчет плоской подошвы довольно забавное, потому что до 1993 года Милен действительно игнорировала обувь на высоком каблуке. Однако с 93-го года она все чаще носила именно такую обувь. Странным образом это совпало с периодами длительного проживания в США, где ее стиль радикально изменился.

С учетом того, что в повседневной жизни Милен не любит внимания к своей персоне, на модные показы она ходила не слишком часто. Поэтому наряды и обувь артистка подыскивала в модных журналах и в ограниченном числе бутиков, где ей реже досаждали вниманием. (По рассказам Эльзы Трилла таким образом были выбраны и сценические костюмы для "Sans contrefaçon"). А вообще, как говорила Милен, она бы с радостью ходила в старинных костюмах, да жаль, что они не к месту).

На этом сегодня и остановимся. Продолжение следует.

Делитесь своими впечатлениями и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы. Также не забывайте нажимать на колокольчик, чтобы сразу узнавать о новых публикациях)

До скорых встреч!