Найти тему

Мудрость литейщицы. Или как жена помогла мужу и изменила ход истории

Не поверите, это была история с риском для жизни! Да, такое тоже может быть в жизни литейщика. Смотря какие времена!

Был август 1939 года. Работники Сталинградского тракторного завода получили из Харькова суперсекретное задание. Необходимо было в короткие сроки – до нового года, изготовить 10 танков новой современной конструкции. Зимой они должны были пройти испытания.

Заместителю командира по технической части кузнечного цеха завода Д. Ялынычеву было поручено выковать для нового танка траки. Именно кованой деталью запланировал трак конструктор танка Михаил Ильич Кошкин, разработав его в КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

-2

Надо отметить, что трак – деталь сложная. Глубокие выемки сочетаются с острыми, выступающими грунтозацепами с внешней стороны трака. А высокие зацепы ходовой системы, обращены внутрь цепи. Кроме того, в уже готовой детали необходимо сверлить проушины.

Ялынычев быстро рассчитал и начертил необходимые штампы и поковку и понял… к зиме он не успеет выполнить заказ... Ведь только изготовление штампа займёт месяц, а потом ещё изготовление не менее 1000 штук траков – на всю опытную партию танков.

Призадумался специалист – срыв гособоронзаказа в те времена грозил не просто лишением премии или зарплаты. Можно было не сносить головы, ну или, как минимум, отправиться по этапу. Ялынычеву было 36 лет, у него подрастали две дочки…, была любимая жена. Жена! Как в сказке Царевна Лягушка помогла своему Ивану, так и Лида Дедюкина спасла своего мужа мудрым советом.

Дело в том, что Лидия работала техником-литейщиком на том же заводе. Заведовала формовочной лабораторией и её цех в то время начал выпуск первого в стране гусеничного трактора СТЗ-НАТИ как раз на траках, отлитых из износостойкой и пластичной стали Гадфильда (110Г13Л). Так почему бы и траки нового танка не попробовать получить литьём?

-3

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Тем более, такое опасное. Ведь это подлог! И не известно, что было бы лучше – не выполнить госзаказ или попасться на таком «вредительстве».

Долго думали супруги, но решились. По чертежам танковых траков в модельном цехе заказали модели и стержневые ящики для стержней проушин. Оформлено всё было как изготовление гусениц тракторов и почему никто ни о чём не догадался – этого мы никогда не узнаем. Но 1000 отливок траков была изготовлена и под покровом ночи вывезена в кузнечный цех для финишной обработки.

Партия танков была выпущена, как водится, даже раньше срока и участвовала в марте 1940 года в танкопробеге Харьков – Москва.

-4

На одном из танков ехал сам главный конструктор Кошкин. 750 км ещё не до конца доработанные модели шли по бездорожью и снегу. А супруги молились – не дай бог лопнет один из траков – комиссия моментально поймёт, что вместо кованых деталей перед ними литая сталь. Но история закончилась хорошо. Танки выдержали испытания. Когда одна из машин была всё-таки разобрана для определения степени износа, подмена, конечно, вскрылась. Но… тут в роли сказочной феи-крёстной, которая обычно всех спасает, выступило непоколебимое правило военных: что успешно прошло испытания, должно быть утверждено.

Главный конструктор увидел преимущества литого трака и внёс изменения в конструкцию. Правильность всех найденных технических решений была не раз доказана на поле боя. А в лучах триумфального шествия танка Т-34 до Берлина были забыты все герои нашего рассказа.

Михаил Ильич Кошкин после танкового пробега получил воспаление лёгких, тяжело болел и быстро умер в 42 года ещё до начала Великой Отечественной войны. Награду Героя Социалистического труда он получил спустя 48 лет после смерти в 1990 году.

Как жил дальше инженер Ялынычев – неизвестно, возможно, пошёл на фронт, где, может быть, даже и погиб.

А вот его супруга Лидия Ивановна Дедюкина по некоторым данным уже после войны оказалась в Барнауле, где на базе Алтайского политехнического института организовала формовочную лабораторию и заложила основу кафедры литейного производства в этом учебном заведении.

-5

Компания СЛТ с уважением относится к памяти людей, так много сделавших для нашей Родины. Нам приятно, что вы прочитали этот материал до конца и теперь тоже узнали об этих людях.