В этой статье пойдет речь об организации погрузочно-разгрузочных работ, кого назначить ответственным за безопасное выполнение этих работ, какие требования предъявляются к работникам, производящим погрузку или разгрузку, какие документы должны быть в организации по этой процедуре.
Большинство организаций выполняют погрузо-разгрузочные работы, но не у всех этот процесс налажен согласно правилам безопасности и посему при проведении погрузочно-разгрузочных работ (далее ПРР) существует повышенный травматизм.
Травмы случаются не только с теми, кто напрямую с ними связан, но и с теми, кто занят в данных работах посредственно (например, водитель). Но не важно кто и как занят, причиной несчастных случаев может быть безответственность при содержании рабочего места, отсутствие контроля или он недостаточный, нарушение элементарных правил по охране труда.
Итак, регламентируются погрузочно-разгрузочные работы приказом Минтруда РФ №753н от 28.10.2020г, а также ГОСТ 12.3.020-80 и ГОСТ 12.3.009-76.
Первые два действия, которые работодатель должен сделать это:
- Разработать инструкции по охране труда (п. 2 Правил № 753н)
- Назначить локальным актом организации ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ.
Скажете, что нигде не написано, что нужно назначить ответственного. Но изучив пп. 4.2, 27, 35, 37, 45, 95. 103 и т.д. Правил приказа Минтруда №753, вывод напрашивается сам собой, что ответственному все же быть.
Если организация маленькая, то и ответственный может быть один, но на крупном, конечно, нужны на каждом участке, где производится тот или иной вид погрузочно-разгрузочных работ.
Ответственное лицо определяет безопасные способы погрузки, разгрузки, транспортирования, размещения грузов, непосредственно руководит наиболее опасными и ответственными работами и несет ответственность за соблюдение охраны труда и безопасное выполнение этих работ.
Назначаем из работников, которые непосредственно заняты ПРР, а также тех, кто руководит такими работами.
Также законодатель обязывает работодателя учитывать, снижать и исключать риски (п. 6 Правил приказа Минтруда № 753н).
Приведу простой пример. Снизить риски, например, при управлении вилочным погрузчиком можно, искоренив привычку персонала не пристегиваться, говорить по телефону во время управления техникой, превышать скоростной режим и т.д. Ну и, конечно, вовремя проведенное техническое обслуживание и не только выданные, но и правильно применяемые СИЗ также значительно снижают риск.
При несоблюдении мер безопасности при проведении погрузо-разгрузочных работ причиной травматизма, как правило, становится:
Это далеко не исчерпывающий список и каждый из читателей, кто сталкивался с ПРР, наверняка сможет его дополнить исходя из своего опыта. Учесть, конечно, всего невозможно, но при грамотном подходе и соблюдении норм и правил риск травмы можно снизить.
Требования к работникам при проведении погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные работы относятся к опасным видам работ, поэтому допускаются лица, возраст которых старше 18 лет и, согласно Постановлению № 2464, прошедшие вводный и первичный инструктаж, стажировку, обучение требованиям охраны труда по программе “Б”, в некоторых случаях “В”, обучение по оказанию первой помощи, по использованию (применению) СИЗ и проверку знаний по охране труда.
Если в штате должен быть стропальщик, то он должен иметь профессиональное обучение соответствующей квалификации.
Не стоит допускать к зацепке и строповке грузов работников, которые знают, как это делать, но удостоверения не имеют. Аналогичное требование относится к водителям грузоподъемных машин (автопогрузчики и др.).
Да, многие руководители смотрят на это сквозь пальцы и надеются на «авось», но бывает и так, что приходится познакомиться со ст. 143 УК РФ и статьей 5.27.1 КоАП РФ. Логично предположить, что обучение обойдется дешевле.
Обучением не ограничена организация погрузо-разгрузочных работ, еще нужен контроль за наличием и применением СИЗов, а именно:
Спецодежда должна быть застегнута, потому как есть требование безопасности, что при погрузочно-разгрузочных работах применение СИЗ с развевающимися концами строго запрещено, она должна быть чистой, без замазученных пятен.
Требования к безопасному перемещению грузов вручную
Для того, чтобы погрузо-разгрузочные работы производить вручную, нужно соблюдать правила:
Напомню про нормы перемещения тяжестей.
Разовый подъем без перемещения. Масса груза не должна превышать 50 кг – мужчины, женщины – 15 кг (п. 34 Правил приказа Минтруда № 75).
При чередовании с другой работой (до 2 раз в час). Подъем и перемещение мужчинами – до 30 кг, женщинами – до 10 кг.
Постоянный подъем и перемещение в течение рабочей смены. Мужчина – до 15 кг, а женщина – до 7 кг (разъяснительное Письмо Минтруда России от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247).
По перемещению тяжестей женщинами следует дополнительно руководствоваться приказом Минтруда № 629н от 14.09.2021 г.
Подъем груза весом от 50 до 500 кг. Вручную такие грузы поднимать запрещено и нужно использовать грузоподъемное оборудование (тельферы, лебедки, тали, блоки) (п.35 Правил приказа Минтруда № 753н).
При ручной погрузке нужно учесть, что на одного работника вес не должен быть больше 50 кг и работы необходимо производить под руководством ответственного (п. 35 Правил приказа Минтруда № 753н).
Если, например, нужно переместить длинномерный груз, то делать это нужно двумя работниками и на одноименных плечах, причем опускание производится по команде работника, ответственного за безопасное производство работ (п. 103 Правил приказа Минтруда № 753н).
Требования к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ
Что ПРР производились комфортно и безопасно как для работников, так и для техники нужно соблюсти разные условия и нормы безопасности:
Безопасное перемещение грузов механизированным способом
Практически все организации используют подъемные механизмы, чтобы облегчить труд работника и ускорить процесс погрузки/разгрузки. В этой статье разберем некоторые из видов подъемников и как при их помощи безопасно работать.
Самое простое и везде используемое оборудование это – рохля, а если полное название, то гидравлическая тележка. Аналогом может быть, например, электророхля, мобильный подъемный стол.
У каждого грузоподъемного оборудования есть паспорт, в котором указана его грузоподъемность. У рохли также есть определенная грузоподъемность, которую превышать запрещается. А если вы поменяли ролики на более слабые, к примеру, то грузоподъемность, соответственно, тоже меняется в меньшую сторону.
Конечно, нужно следить за гидравлической системой рохли, протечки обязательно нужно устранять, иначе не миновать несчастного случая с падением рохли на ногу.
Хоть это и несложное оборудование, но все же основные требования безопасности с рохлей нужно соблюдать:
- не перегружать;
- груз должен лежать на рохле устойчиво и не напоминать своим видом “Пизанскую башню”;
- отслеживать положение ног, чтоб не попали под нее;
- предупреждать окружающих голосом о передвижении, чтоб ненароком не наехать на кого-нибудь;
- нельзя оставлять груз поднятым.
Еще более удобным грузоподъемным механизмом можно назвать ручной или электрический штабелер, вилочный погрузчик, ричтрак.
Это относительно безопасное оборудование при правильном его использовании и на нем можно наиболее быстро и удобно перевозить и поднимать на определенную высоту грузы.
При использовании такого грузоподъемного механизма тоже есть свои нюансы.
Один из них - это правильная погрузка на вилы, чтобы груз и техника не потеряли устойчивость. Важнейшей точкой в этой системе устойчивости является центр тяжести груза – его значение для конкретной машины должен знать каждый работник, использующий эту машину.
Оно указано в техпаспорте и на информационной табличке вилочного погрузчика, штабелера или ричтрака. Центр тяжести находится посередине вил относительно их длины и равен 500 мм. Любой груз должен плотно опираться об опорную решетку позади вил, потому что если он отдалится от центра опоры (передних колес), то он может перевесить и машина опрокинется.
Приведу некоторые причины, по которым может быть нарушена устойчивость:
- груз не прилегает к опорной решетке вил;
- перегрузка машины – важно не превышать грузоподъемность, указанную на информационной табличке и в техпаспорте;
- подъем и перевозка на вилочном погрузчике или штабелере слишком длинных грузов;
- наклон мачты вперед, когда груз взят или поднимается;
- наезд на препятствие на высокой скорости;
- резкое торможение;
- неправильный спуск или подъем по наклонным поверхностям.
Чтобы вникнуть в детали погрузочно-разгрузочных работ при помощи промышленного транспорта можно воспользоваться Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (раздел 6 Правил приказа Минтруда № 814н).
Итак, нормы и требования к безопасному выполнению погрузо-разгрузочных работ регулируются приказом Минтруда № 753н и они являются достаточно подробными, но не всегда их достаточно.
В таком случае нужно посмотреть в отраслевые правила, в которых могут быть подробности в зависимости от сферы деятельности предприятия.
К примеру, порядок погрузки или разгрузки лесоматериалов в Приказе Минтруда № 753н содержит лишь общие требования, а если же речь идет о конкретной отрасли, например, о нефтедобывающей промышленности или транспортировке горючего сырья, то следует придерживаться отраслевых норм, установленных для данного вида деятельности.
Надеюсь, что тему раскрыла и статья была полезной.
Считаю, что данный вид работ оставлять без внимания в организации нельзя. Ведь это человеческие жизни и здоровье, а также финансовые потери и, соответственно, погрузочно-разгрузочные работы нужно организовать в соответствии с требованиями правил.
Если у вас остались вопросы, с удовольствием на них отвечу.
С уважением, практикующий эксперт по охране труда и руководитель учебного центра ООО "ЦОТ "Сфера безопасности", Воронцова Екатерина.