Найти тему

Порядок безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ: основные требования

Оглавление
Контроль за безопасным проведением погрузо-разгрузочных работ на предприятиях
Контроль за безопасным проведением погрузо-разгрузочных работ на предприятиях

В этой статье пойдет речь об организации погрузочно-разгрузочных работ, кого назначить ответственным за безопасное выполнение этих работ, какие требования предъявляются к работникам, производящим погрузку или разгрузку, какие документы должны быть в организации по этой процедуре.

Большинство организаций выполняют погрузо-разгрузочные работы, но не у всех этот процесс налажен согласно правилам безопасности и посему при проведении погрузочно-разгрузочных работ (далее ПРР) существует повышенный травматизм.

Травмы случаются не только с теми, кто напрямую с ними связан, но и с теми, кто занят в данных работах посредственно (например, водитель). Но не важно кто и как занят, причиной несчастных случаев может быть безответственность при содержании рабочего места, отсутствие контроля или он недостаточный, нарушение элементарных правил по охране труда.

Итак, регламентируются погрузочно-разгрузочные работы приказом Минтруда РФ №753н от 28.10.2020г, а также ГОСТ 12.3.020-80 и ГОСТ 12.3.009-76.

Первые два действия, которые работодатель должен сделать это:

  1. Разработать инструкции по охране труда (п. 2 Правил № 753н)
  2. Назначить локальным актом организации ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ.

Скажете, что нигде не написано, что нужно назначить ответственного. Но изучив пп. 4.2, 27, 35, 37, 45, 95. 103 и т.д. Правил приказа Минтруда №753, вывод напрашивается сам собой, что ответственному все же быть.

Если организация маленькая, то и ответственный может быть один, но на крупном, конечно, нужны на каждом участке, где производится тот или иной вид погрузочно-разгрузочных работ.

Ответственное лицо определяет безопасные способы погрузки, разгрузки, транспортирования, размещения грузов, непосредственно руководит наиболее опасными и ответственными работами и несет ответственность за соблюдение охраны труда и безопасное выполнение этих работ.

Назначаем из работников, которые непосредственно заняты ПРР, а также тех, кто руководит такими работами.

Также законодатель обязывает работодателя учитывать, снижать и исключать риски (п. 6 Правил приказа Минтруда № 753н).

Приведу простой пример. Снизить риски, например, при управлении вилочным погрузчиком можно, искоренив привычку персонала не пристегиваться, говорить по телефону во время управления техникой, превышать скоростной режим и т.д. Ну и, конечно, вовремя проведенное техническое обслуживание и не только выданные, но и правильно применяемые СИЗ также значительно снижают риск.

При несоблюдении мер безопасности при проведении погрузо-разгрузочных работ причиной травматизма, как правило, становится:

Перечень причин травматизма при проведении погрузо-разгрузочных работ на предприятии
Перечень причин травматизма при проведении погрузо-разгрузочных работ на предприятии

Это далеко не исчерпывающий список и каждый из читателей, кто сталкивался с ПРР, наверняка сможет его дополнить исходя из своего опыта. Учесть, конечно, всего невозможно, но при грамотном подходе и соблюдении норм и правил риск травмы можно снизить.

>>> Обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации качественно можно провести у нас, обращайтесь.

Требования к работникам при проведении погрузочно-разгрузочных работ

Погрузочно-разгрузочные работы относятся к опасным видам работ, поэтому допускаются лица, возраст которых старше 18 лет и, согласно Постановлению № 2464, прошедшие вводный и первичный инструктаж, стажировку, обучение требованиям охраны труда по программе “Б”, в некоторых случаях “В”, обучение по оказанию первой помощи, по использованию (применению) СИЗ и проверку знаний по охране труда.

Если в штате должен быть стропальщик, то он должен иметь профессиональное обучение соответствующей квалификации.

Не стоит допускать к зацепке и строповке грузов работников, которые знают, как это делать, но удостоверения не имеют. Аналогичное требование относится к водителям грузоподъемных машин (автопогрузчики и др.).

Да, многие руководители смотрят на это сквозь пальцы и надеются на «авось», но бывает и так, что приходится познакомиться со ст. 143 УК РФ и статьей 5.27.1 КоАП РФ. Логично предположить, что обучение обойдется дешевле.

Обучением не ограничена организация погрузо-разгрузочных работ, еще нужен контроль за наличием и применением СИЗов, а именно:

Перечень мероприятий необходимых для безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ
Перечень мероприятий необходимых для безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ

Спецодежда должна быть застегнута, потому как есть требование безопасности, что при погрузочно-разгрузочных работах применение СИЗ с развевающимися концами строго запрещено, она должна быть чистой, без замазученных пятен.

Требования к безопасному перемещению грузов вручную

Для того, чтобы погрузо-разгрузочные работы производить вручную, нужно соблюдать правила:

Перечень основных правил для безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ вречную работниками предприятий
Перечень основных правил для безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ вречную работниками предприятий

Напомню про нормы перемещения тяжестей.

Разовый подъем без перемещения. Масса груза не должна превышать 50 кг – мужчины, женщины – 15 кг (п. 34 Правил приказа Минтруда № 75).

При чередовании с другой работой (до 2 раз в час). Подъем и перемещение мужчинами – до 30 кг, женщинами – до 10 кг.

Постоянный подъем и перемещение в течение рабочей смены. Мужчина – до 15 кг, а женщина – до 7 кг (разъяснительное Письмо Минтруда России от 22.06.2016 N 15-2/ООГ-2247).

По перемещению тяжестей женщинами следует дополнительно руководствоваться приказом Минтруда № 629н от 14.09.2021 г.

Подъем груза весом от 50 до 500 кг. Вручную такие грузы поднимать запрещено и нужно использовать грузоподъемное оборудование (тельферы, лебедки, тали, блоки) (п.35 Правил приказа Минтруда № 753н).

При ручной погрузке нужно учесть, что на одного работника вес не должен быть больше 50 кг и работы необходимо производить под руководством ответственного (п. 35 Правил приказа Минтруда № 753н).

Если, например, нужно переместить длинномерный груз, то делать это нужно двумя работниками и на одноименных плечах, причем опускание производится по команде работника, ответственного за безопасное производство работ (п. 103 Правил приказа Минтруда № 753н).

Требования к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ

Что ПРР производились комфортно и безопасно как для работников, так и для техники нужно соблюсти разные условия и нормы безопасности:

Список условий и норм безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ персоналом
Список условий и норм безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ персоналом
Основные условия и номы безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ
Основные условия и номы безопасного выполнения погрузо-разгрузочных работ

Безопасное перемещение грузов механизированным способом

Практически все организации используют подъемные механизмы, чтобы облегчить труд работника и ускорить процесс погрузки/разгрузки. В этой статье разберем некоторые из видов подъемников и как при их помощи безопасно работать.

>>> Обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации качественно можно провести у нас, обращайтесь.

Самое простое и везде используемое оборудование это – рохля, а если полное название, то гидравлическая тележка. Аналогом может быть, например, электророхля, мобильный подъемный стол.

 Мобильный подъемный стол (картинка из интернет)
Мобильный подъемный стол (картинка из интернет)
                     Электророхля  (картинка из интернет)
Электророхля (картинка из интернет)

У каждого грузоподъемного оборудования есть паспорт, в котором указана его грузоподъемность. У рохли также есть определенная грузоподъемность, которую превышать запрещается. А если вы поменяли ролики на более слабые, к примеру, то грузоподъемность, соответственно, тоже меняется в меньшую сторону.

Конечно, нужно следить за гидравлической системой рохли, протечки обязательно нужно устранять, иначе не миновать несчастного случая с падением рохли на ногу.

Хоть это и несложное оборудование, но все же основные требования безопасности с рохлей нужно соблюдать:

  • не перегружать;
  • груз должен лежать на рохле устойчиво и не напоминать своим видом “Пизанскую башню”;
  • отслеживать положение ног, чтоб не попали под нее;
  • предупреждать окружающих голосом о передвижении, чтоб ненароком не наехать на кого-нибудь;
  • нельзя оставлять груз поднятым.

Еще более удобным грузоподъемным механизмом можно назвать ручной или электрический штабелер, вилочный погрузчик, ричтрак.

 Вилочный погрузчик и штабелер (картинка из интернет)
Вилочный погрузчик и штабелер (картинка из интернет)

Ричтрак (картинка из интернет)
Ричтрак (картинка из интернет)

Это относительно безопасное оборудование при правильном его использовании и на нем можно наиболее быстро и удобно перевозить и поднимать на определенную высоту грузы.

При использовании такого грузоподъемного механизма тоже есть свои нюансы.

Один из них - это правильная погрузка на вилы, чтобы груз и техника не потеряли устойчивость. Важнейшей точкой в этой системе устойчивости является центр тяжести груза – его значение для конкретной машины должен знать каждый работник, использующий эту машину.

Оно указано в техпаспорте и на информационной табличке вилочного погрузчика, штабелера или ричтрака. Центр тяжести находится посередине вил относительно их длины и равен 500 мм. Любой груз должен плотно опираться об опорную решетку позади вил, потому что если он отдалится от центра опоры (передних колес), то он может перевесить и машина опрокинется.

Приведу некоторые причины, по которым может быть нарушена устойчивость:

  • груз не прилегает к опорной решетке вил;
  • перегрузка машины – важно не превышать грузоподъемность, указанную на информационной табличке и в техпаспорте;
  • подъем и перевозка на вилочном погрузчике или штабелере слишком длинных грузов;
  • наклон мачты вперед, когда груз взят или поднимается;
  • наезд на препятствие на высокой скорости;
  • резкое торможение;
  • неправильный спуск или подъем по наклонным поверхностям.

Чтобы вникнуть в детали погрузочно-разгрузочных работ при помощи промышленного транспорта можно воспользоваться Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (раздел 6 Правил приказа Минтруда № 814н).

Итак, нормы и требования к безопасному выполнению погрузо-разгрузочных работ регулируются приказом Минтруда № 753н и они являются достаточно подробными, но не всегда их достаточно.

В таком случае нужно посмотреть в отраслевые правила, в которых могут быть подробности в зависимости от сферы деятельности предприятия.

К примеру, порядок погрузки или разгрузки лесоматериалов в Приказе Минтруда № 753н содержит лишь общие требования, а если же речь идет о конкретной отрасли, например, о нефтедобывающей промышленности или транспортировке горючего сырья, то следует придерживаться отраслевых норм, установленных для данного вида деятельности.

Надеюсь, что тему раскрыла и статья была полезной.

Считаю, что данный вид работ оставлять без внимания в организации нельзя. Ведь это человеческие жизни и здоровье, а также финансовые потери и, соответственно, погрузочно-разгрузочные работы нужно организовать в соответствии с требованиями правил.

Если у вас остались вопросы, с удовольствием на них отвечу.

С уважением, практикующий эксперт по охране труда и руководитель учебного центра ООО "ЦОТ "Сфера безопасности", Воронцова Екатерина.

>>> Обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации качественно можно провести у нас, обращайтесь.