Найти тему
Старыми словесы

«Старыми словесы»: о чем, зачем и как

Комментарии к моим статьям дали понять: пора написать о канале и его авторе. Также тональность некоторых комментариев вынуждает составить свод правил канала. Что же, начнем.

КТО Я?

Меня зовут Александра. Русский язык и русскую литературу я начала изучать в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова еще в 1989 году. Экзамен по древнерусской литературе до сих пор помню в мельчайших деталях. Умение писать и общаться с аудиторией подтверждено дипломом факультета журналистики того же университета. Много лет мой жанр – научная журналистика, то есть та, где для создания материалов используется научная информация. За каждой статьей – стопки книг, часы работы в Исторической библиотеке, походов по музеям (любимый – Государственный исторический музей в Москве) и поездок по стране. Круг моего общения составляют известные историки и археологи – авторы книг, сотрудники музеев Москвы и России. Так, например, один из членов семьи «отвечает» за археологические находки времен пребывания викингов на территории Древней Руси.

В споре между норманистами и антинорманистами я нахожусь на стороне норманистов. Потому что спор этот издавна относился не к сфере научного знания, а к сфере идеологии. Сейчас в рамках академической науки его можно считать завершенным, в частности, археология подтверждает участие выходцев из Скандинавии в становлении отечественной государственности. И в признание этого нет ничего непатриотичного. Также, как нет ничего непатриотичного в признании значимых пластов лексики, заимствованной из других языков.

Несколько поколений моих предков лежит в московской земле. Москву я горячо люблю, поэтому много писала о ее архитектуре и истории, а сейчас вожу экскурсии и читаю лекции. На канале «Старыми словесы» я рассказываю о московских топонимах.

Обожаю русский XVII век – его язык, обиход, людей, культуру, храмы, литературу и пр. Собственно, «московские» экскурсии и лекции посвящены как раз этому веку. Люблю Древний Новгород с его домонгольской архитектурой и историями, что рассказывают берестяные грамоты и граффити в храмах. Мой кумир – гениальный лингвист Андрей Анатольевич Зализняк, подаривший миру древненовгородский диалект, а также доказавший подлинность «Слова о полку Игореве».

Я увлечена ономастикой и рада, что мои профессиональные знания помогли и помогают людям увидеть корни их фамилий.

Книги в моей квартире уже не помещаются в шкафы; каждая процедура уборки начинается с перебора, перекладывания с места на место высоких стопок.

ЗАЧЕМ Я ЗАВЕЛА КАНАЛ НА ДЗЕНЕ?

Не из тщеславия – все амбиции пишущего для большой аудитории были удовлетворены много раньше, когда о блогерах еще и слыхом не слыхали.

Не из желания заработать – даже подключенная монетизация приносит небольшому и узконаправленному каналу копейки.

Тогда зачем? Технически Дзен привлек меня как площадка, на которой быстро и легко можно размещать большие тексты, не создавая собственный сайт (здесь я ленива, честно). Мне удобно давать ссылки на статьи тем, кто читает меня в соцсетях, ходит на мои экскурсии или лекции, то есть разделяет интерес к истории русского языка во всех ее проявлениях.

И я хочу, чтобы на площадке с большой аудиторией присутствовали не только видео с рецептами или инсценировками анекдотов. В собрании Государственного исторического музея есть декоративная тарелка, выпущенная в 1919 году. Ее украшает надпись: «С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни». Слова эти – мой девиз журналиста-популяризатора истории, археологии, филологии, лингвистики.

Тарелка с надписью «С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни» из собрания Государственного исторического музея
Тарелка с надписью «С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни» из собрания Государственного исторического музея

КАК ЧАСТО Я РАЗМЕЩАЮ СТАТЬИ

Пишу я, честно, нечасто: в августе 2024 каналу будет два года, а статей у меня 200 с небольшим. Для тех, кто пришел на канал недавно, рекомендую посмотреть тематические подборки статей.

ПОЧЕМУ КОММЕНТАРИИ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ

Так сделано не из желания «нагнать» подписчиков. Подобным образом я ограждаю канал и его постоянных читателей от агрессивных/бессвязных/не по теме комментариев, нарушающих сложившуюся атмосферу единомыслия. Условно: выступаю в роли библиотекаря, который не пускает в читальный зал проходящего мимо человека, решившего заявить о себе громким криком.

КАКИЕ КОММЕНТАРИИ Я УДАЛЯЮ

Уважаемые мои подписчики, я удовольствием отвечаю на ваши комментарии и рада, если могу вам что-либо разъяснить, дать новые знания, узнать от вас что-то новое (так, всегда с интересом слежу за комментариями «моя бабушка родом оттуда-то говорила так», «а у нас есть населенный пункт с таким-то названием», «в музее таком-то видел такой-то экспонат», «живу в том городе, о котором шла речь в статье»). Также я готова и с юмором/участием обсудить с вами истории персонажей статей; исправить описки в датах, на которые вы указываете. Но случается так, что некоторые комментарии я удаляю. Какие?

– Комментарии из области новой хронологии Фоменко, любительской лингвистики (так называют совокупность псевдонаучных теорий и гипотез, противоречащим данным лингвистики), а также по данным Велесовой книги, Иоакимовской летописи; комментарии в духе «официальная наука нас обманывает, и только я один знаю, что...»; этот документ – позднейшая фальсификация»; «Петербург был построен в античности, а Петр его откопал»;

комментарии, где иностранная фамилия ученого подается в негативном ключе: «мол, эти немцы-евреи и пр. напридумывали с целью надурить русский народ». Напомню, что, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» составил Даль – сын датчанина и немки, а автор свода правил современного русского правописания ₽озенталь – польский еврей;

– комментарии с амикошонством в адрес исторических персон («Да эта Катька та еще была»; «Петрушка-то...»);

– комментарии «зачем я это прочитал», «автор, что вы тут понаписали», «идите прочтите лучше (далее рекомендуют прочитать Велесову книгу, новую хронологию и прочее из первых пунктов про комментарии), «что за бред»; помню комментарий прочитавшего статью по диагонали и не увидевшего кавычки цитаты из источника XVII века, написанного, естественно не по современным правилам орфографии: «И это статья на тему лингвистики? Безграмотно, позор!»;

– комментарии с обвинениями автора в недостаточной любви к родине/народу/родному языку/православию;

– комментарии, которые их авторы используют как площадку для своей рекламы или речей на отвлеченные темы; как способ самоутверждения;

– комментарии, которые могут обидеть других комментаторов.

Пока писала про комментарии, по далекой ассоциации вспомнила два граффити из новгородского Софийского собора. Первое, сделанное в первой половине XI века, во времена строительства собора, звучит в переводе так: «Господи, помоги рабу своему Кусте, писал ногтем». Во втором, сделанном веком позже, проявилась реакция автора на неподобающие надписи на стенах: ««Усохни у тебя руки».

Прорись граффито «Господи, помоги рабу своему Кусте, писал ногтем». Иллюстрация с сайта «Древнерусская эпиграфика»
Прорись граффито «Господи, помоги рабу своему Кусте, писал ногтем». Иллюстрация с сайта «Древнерусская эпиграфика»