Слово святого Григория Нисского, епископа (Слово на Вознесение Христово)
Христос - Царь славы
"Господня земля и что наполняет её". Почему же ты, человек, изумляешься вести, что Бог наш явился на земле и общался с людьми? Ведь земля есть творение и создание Его. Итак, ничего нет нового или несоответственного в том, что Господь пришёл во владения Свои, ибо Он не в чуждом мире пребывает, но в том, который Сам Он создал, утвердив землю на море и устроив её удобной течению рек. Но чего ради Он явился на землю? Дабы тебя восхитить из греха преисподнего и вознести, причём тебе следует воспользоваться, как колесницею царскою, добродетельной жизнью, дабы достичь вершин. Ибо ты не можешь взойти на высоты сии, если не пойдёшь в сопровождении добродетелей, имея руки чистые, не запятнанные никаким злым деянием, будучи чист сердцем, имея душу не устремлённой ни к чему тщетному и не замышляющей против ближнего никакого коварства. Награда таковому восхождению есть благословение, таковой человек обретает милосердие Господне, на небесах себе приобретённое: "Таков род ищущих Его" и добродетелью восходящих на высоты, "ищущих лица Бога Иаковлева".
Продолжение сего псалма, быть может, ещё более возвышенно, нежели само учение Евангелия. Ибо последнее повествует о жизни Господней на земле и об Его возвращении на небеса, сей же возвышенный пророк, выходя вовне себя самого, как если бы он не был обременен тяжестью плоти, смешивается с силами надмирными и сообщает нам их слова, слова, воспеваемые тогда, когда они, выходя навстречу возвращающемуся Господу и сопровождая Его, приказывают пребывающим на земле ангелам, коим вверена жизнь человеческая, поднять врата, восклицая: "поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!" Ибо где бы ни был Сей, всё собою объемлющий, Он делается соразмерен принимающему Его, - коль скоро не только соделывается человеком ради людей, но, совершенно последовательно, являясь посреди ангелов, нисходит и к их природе, - отчего придверники и восклицают: "Кто Сей Царь славы?" Оттого то им и называют Его, сильного и могущественного в грядущей брани с тьмою природы человеческой, Того, Кому надлежит сокрушить державу смерти, дабы, сокрушив грозного врага, призвать род человеческий к миру и свободе.
Затем он вновь повторяет подобные слова. Ибо исполнилось таинство смерти, совершилась победа над неприятелями, и в воспоминание сей победы воздвигнут Крест: "восшёл на высоту, пленив плен" Тот, Кто подал людям жизнь и Царствие, сии дары благие. И надобно вновь отворить врата, преграждающие путь Ему. Теперь навстречу Ему выходят наши ангелы-хранители и получают повеление отворить пред Ним закрытые врата, дабы вновь Ему быть в них прославлену. Но не прозревают Его, ибо Он облёкся в грязные одежды жизни нашей, ибо Его одеяния красны от множества грехов человеческих. Оттого и обращено к сопровождающим Его вопрошание: "Кто Сей Царь славы?" Но ответ звучит уже не "Сильный и крепкий в брани", но "Господь сил, объявший власть над всем, всё в Себе заключивший, во всём имеющий первенство, всё возвративший в первобытное состояние - Он есть Царь славы".