Найти тему

Как в Москве объединяли все вокзалы

Оглавление

Рассказываем о планах по созданию в столице единой системы вокзалов

Центральный вокзал в 2259 году на карточке 1900 года из цикла "Москва в XXIII веке". Расположен в районе Каланчёвской
Центральный вокзал в 2259 году на карточке 1900 года из цикла "Москва в XXIII веке". Расположен в районе Каланчёвской

Больше 120 лет назад в Москве мог появиться центральный вокзал. По плану, который Министерство путей сообщения одобрило в самом начале прошлого века, все столичные вокзалы собирались объединить в единую систему.

От замысла до проекта

Идея сама по себе была не нова, она пришла в Россию из Европы. Причём произошло это ещё в середине XIX века. Однако в то время предложения не нашли отклика. Вернулись к проекту только через полвека.

Сразу три инженера, отдельно друг от друга, разработали план строительства центрального вокзала. За основу в итоге взяли проект Антона Антоновича. Впрочем, пригодились и два других: из проектов Николая Голиневича и Николая Дмитриева в генеральный попали некоторые дополнения.

Николаевская ж. д. Общее расположение путей ст. Москва
Николаевская ж. д. Общее расположение путей ст. Москва

Грандиозные планы

Проект подразумевал объединение центрального вокзала с теми, что уже существовали, а также и со всем городским пространством. Предполагалось, что вокзал будет работать и с пассажирскими, и с грузовыми поездами. А вокруг собирались возводить железнодорожную и туристическую инфраструктуру: сортировочные станции, склады, громадные отели. На самом вокзале хотели строить депо и ремонтные мастерские.

Это пространство объединило бы разные слои общества, что для начала XX века было новшеством. Представители всех классов и сословий сидели бы рядом в залах ожидания, заходили бы в одни кафе и рестораны, курили бы вместе в курительных комнатах.

Но основным всё же было преобразование транспортной системы и создание сети железных дорог в черте города. По проекту все уже существующие вокзалы нужно было связать одновременно двумя способами: кольцевой дорогой за чертой города и хордами внутри.

-3

Унификация и система

Центральный вокзал повлёк бы за собой создание единой системы движения на Московском транспортном узле. Унификация коснулась бы и расписания поездов, и загруженности составов, и графика движения, и вагонности. Всё это было бы проще рассчитывать лишь для одного вокзала.

То же самое и с подвижным составом: для простоты использования и стандартизации ремонта количество моделей вагонов и локомотивов предполагалось уменьшить.

Для удобства регулирования движения авторы проекта предлагали создать на подъезде к центральному вокзалу буферные зоны, где поезда сбрасывали бы скорость, а диспетчеры определяли, в какой очереди они прибудут на вокзал. Зоны эти предполагалось объединить, чтобы можно было разгружать линии с более активным движением.

Также для быстроты прибытия составов на вокзал собирались использовать специальные вокзальные бригады. Опытные и хорошо разбирающиеся в сложных развязках центрального вокзала коллективы меняли бы локомотивные бригады и доставляли поезда к месту назначения.

Локомотивная бригада паровоза ФД
Локомотивная бригада паровоза ФД

Критика проекта и срыв планов

Противники проекта называли среди минусов то, что такое грандиозное вокзальное сооружение в центре огромного города может привести к повышению числа ЧП и аварий. Кроме того, поток поездов постоянно рос и уже на стадии планирования становилось понятно, что в будущем вокзал перестанет справляться.

Впрочем, эти замечания, хотя и были вполне разумными, не перевесили. Планы решили воплощать в жизнь. Помешала строительству не критика, а Первая мировая война, после начала которой проект закрыли.

Алексей Викторович Щусев
Алексей Викторович Щусев

Позже к идее возвращались и предлагали другие варианты. Известно, например, предложение Алексея Щусева по объединению Ленинградского (тогда Николаевского) и Ярославского вокзалов, а также станции Каланчёвской. Но и эта идея не была реализована.

А в статье "Как на Комсомольской площади уживаются три вокзала" мы рассказывали о состоявшихся железнодорожных проектах в столице.