Найти в Дзене
А ну-ка, бабушки!

Красавицы в молодости, эти актрисы заинтересовали кинематограф лишь в зрелом возрасте: Галина Макарова и другие "бабушки советского кино"

Оглавление

"Для меня старость - благо. У меня появилась работа", - говорила одна из наших героинь. Несмотря на привлекательную внешность, их роман с кинематографом начался довольно поздно - в 50, а у кого-то и в 60 лет. Они навсегда останутся в нашей памяти "бабушками советского кино". Низкий им поклон!

Стефания Станюта (1905-2000)

Так актриса выглядела в молодости. Кстати, цитата в начале статьи принадлежит именно ей.
Так актриса выглядела в молодости. Кстати, цитата в начале статьи принадлежит именно ей.

Народная артистка СССР появилась на свет в Минске, в семье белорусского художника. С юности бредила театром, сыграв первую роль на сцене в 16 лет. Окончила Белорусскую драматическую студию при МХАТ СССР. Большую часть творческой жизни посвятила театру им. Янки Купалы. Сыграла более 200 ролей на сцене театра и 50 - в кино. Дебют в кинематографе состоялся, когда Стефании Станюте было более 50 лет. А пик творчества пришелся на 70.

Одна из самых ярких ее ролей - образ старухи Дарьи в двухсерийной ленте "Прощание" (1981) по мотивам повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой". Прожив всю жизнь в одной деревне, Дарья вынуждена ее покинуть. Из-за строительства ГЭС остров, на котором деревня расположена, будет затоплен, а вместе с ним под воду уйдут дома и могилы предков. Актрисе удалось передать настоящую человеческую трагедию. Ее крупные планы гениальны и надолго остаются в памяти.

Года три назад Стас Садальский в своем YouTube-канале поделился воспоминаниями о Стефании Станюте, с которой вместе снимался в "Белых росах" (1983). Это одна из любимейших картин моей молодости. В свое время она стала лидером кинопроката, собрав в кинотеатрах 38 млн зрителей. А журнал "Советский экран" назвал картину Игоря Добролюбова лучшей комедией года.

Кадр из фильма "Белые росы"
Кадр из фильма "Белые росы"

"Белые росы" снимали в д. Девятовка близ города Гродно. Волею судьбы деревню постигла та же участь, что и "Белые росы". Она стала одним из городских районов. Стас Садальский играл Мишку Киселя, бывшего ухажера Маруси (Галина Польских), жены Васьки Ходаса (Николай Караченцов). А его мать, "Киселиху", - Стефания Станюта. Именно эта суровая женщина не позволила сыну разрушить семью Маруси, несмотря на то, что тот оказался биологическим отцом ее дочери. Жизненная драма никого не оставляет равнодушным, и в этом магия таланта режиссера, а также исполнителей главных ролей.

Стефания Станюта с ее прямой спиной, чудесной дикцией и инопланетной внешностью могла играть все - и крестьянок, и светских дам. Она выходила на сцену и снималась в кино до 95 лет, утверждая при этом:

"Меня мой зритель лечит!"

В старости актриса чувствовала себя счастливой и жалела лишь о том, что долгое время режиссеры не снимали ее в кино. Когда она была молода и хороша собой.

Единственный сын не пошел по стопам Стефании Станюты, выбрав литературоведение. Правнучка же достигла больших успехов в художественной гимнастике. Имя Мелитины Станюты хорошо известно в Беларуси.

Галина Макарова (1919-1993)

Такой мы заполнили Галину Макарову в кино (справа), хотя и в юности она была очень хороша собой
Такой мы заполнили Галину Макарову в кино (справа), хотя и в юности она была очень хороша собой

В "Белых росах" мать Верки (Наталья Хорохорина), которую сосватали за Сашку Ходаса (Михаил Кокшенов), сыграла замечательная Галина Макарова.

Урожденная Агата Чехович, актриса прославилась под фамилией первого мужа и именем, взятым по совету подруги. При советской власти ее отца, бывшего офицера царской армии, арестовали и на пять лет посадили в тюрьму. Родственники настолько испугались, что уничтожили все документы, включая свидетельства о рождении его дочерей. Агата была второй по счету из 4-х сестер и всегда считала себя на три года старше, чем следовало из "восстановленных" документов.

С детства девушка увлекалась экстремальными видами спорта и даже стала чемпионкой Белоруссии по мотокроссу (1937), но всегда тяготела к лицедейству, поэтому окончила театральную студию при театре им. Янки Купалы, на сцене которого играла с 1938 года. Кинематографическую биографию Макарова начала поздно, на 6-м десятке лет, хотя дебютировала еще в 1958-м в мелодраме «Счастье надо беречь». До середины 70-х актриса играла лишь небольшие роли второго плана.

Всесоюзная слава пришла к Галине Макаровой после фильма Сергея Микаэляна «Вдовы» (1976). Вместе с Галиной Скоробогатовой они сыграли женщин, потерявших на войне мужей. Всю жизнь вдовы ухаживали за могилами неизвестных бойцов, но когда в селе устанавливали памятный монумент, в пылу празднования о бабушках попросту забыли. В картине показана такая горькая правда, что ее решили не показывать массовому зрителю, положив на полку.

Кадр из фильма "Молодая жена"
Кадр из фильма "Молодая жена"

Все изменилось, когда картину увидел Леонид Брежнев. Он настолько расчувствовался, что не смог сдержать слез. Позже, в одном из своих докладов, руководитель СССР напомнил о подвиге солдатских вдов, которым официально повысили пенсии. А фильм Микаэляна вышел на экраны.

После "Вдов" Галину Макарову начали наперебой приглашать в кино. До 73 лет она сыграла более чем в 80 фильмах. Среди ее работ:

  • роль нянечки в детском доме в картине Елены Цыплаковой «На тебя уповаю» (1992);
  • образ матери Клавдии в драме Александра Итыгилова «Свидание» (1982);
  • роль бабушки Мани (Анна Каменкова) в картине Леонида Менакера «Молодая жена» (1979).

Последний - один из моих любимых. В основу положен рассказ Ирины Велембовской "За каменной стеной". В нем автор поднимает очень важную тему - возможен ли счастливый брак без любви. Уверена, что зритель поверил в счастливый финал истории благодаря житейской мудрости бабушки Мани, которую так достоверно сыграла Галина Макарова.

Дети актрисы не пошли по стопам матери. Дочь Татьяна тридцать лет отработала на телевидении. Сын Эдуард по окончании МВТУ им. Баумана был референтом Президента СССР Михаила Горбачева. В администрации Бориса Ельцина работать отказался. У актрисы шестеро внуков.

Татьяна Пельтцер (1904-1992)

Татьяна Пельтцер в молодости  (слева) и в одной из ролей в зрелые годы
Татьяна Пельтцер в молодости (слева) и в одной из ролей в зрелые годы

Судьба народной артистки СССР была предрешена с детства. Татьяна Пельтцер была дочерью режиссера и впервые вышла на сцену уже в 9 лет. Однако ее профессиональный путь не был простым из-за отсутствия специального образования. Настоящий успех пришел к Татьяне Ивановне в 40-70-е гг., когда она служила в Театре сатиры, где сыграла более трёх десятков незабываемых ролей: от мамаши Кураж до Фрекен Бок.

С 1977 года Татьяна Пельтцер работала в театре "Ленком". Зрители обожали актрису, несмотря на то, что из-за провалов в памяти она забывала текст. В "Поминальной молитве", последнем спектакле с ее участием, реплики Берты произносил Александр Абдулов.

В кино актриса начала появляться в 40-х гг., однако первые значимые роли случились в ее биографии лишь в 50-летнем возрасте:

  • мать Лены Воронцовой в "Укротительнице тигров" (1954);
  • Нина Капитоновна в "Двух капитанах" (1955);
  • мать Ивана в дилогии "Солдат Иван Бровкин" (1955).
Кадр из фильма "Вам и не снилось"
Кадр из фильма "Вам и не снилось"

Во многих ролях Татьяна Пельтцер снималась в платочках, играя бабушек, хотя к лицу ей были и модные прически, и шляпы, и дамские чепчики. У актрисы более 100 киноработ, из которых я бы выделила одну - роль бабушки Ромы в картине Ильи Фрэза "Вам и не снилось..." (1981). Ее героиня становится одной из разрушительниц первой юношеской влюбленности. Татьяна Пельтцер играет настолько талантливо, что помогает зрителю осознать, насколько хрупка подростковая психика, и как жестоки могут быть близкие люди, если не хотят услышать и понять друг друга.

Всю свою жизнь актриса посвятила любимой профессии, так и не став матерью в реальной жизни.

Валентина Телегина (1915-1979)

Валентина Телегина в молодости и в зрелые годы
Валентина Телегина в молодости и в зрелые годы

Уроженка Новочеркасска (Ростовская область), столицы Донского казачества, Валентина Телегина с молодости имела характерную внешность простой русской женщины. Это и определило ее творческую судьбу. В интервью актриса признавалась:

«Я всегда играю одну-единственную и любимую роль – простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Народная артистка РСФСР училась на актрису в Ленинградском институте сценических искусств. Там же начала играть в театре. В годы Великой Отечественной выступала во фронтовых бригадах. По окончании войны перебралась в Москву и вошла в штат киностудии им. Горького (ранее - "Союздетфильм"). В отличие от других героинь статьи, Валентина Телегина уже в 23 года сыграла значимую роль в картине "Комсомольск". Однако настоящее признание пришло к ней после 40.

Это связано с двумя картинами 1957 года:

  • "Дело было в Пенькове", где Телегина предстала в образе Алевтины Власьевны. Это тот редкий случай, когда Валентина Петровна согласилась сыграть малопривлекательный персонаж, подтвердив амплуа незаурядной характерной актрисы;
  • "Дом, в котором я живу". Валентина Телегина абсолютно органична в образе многодетной матери Клавдии Давыдовой, чья семья проходит через суровые испытания Великой Отечественной. Зрители словно наблюдают за жизнью коммунальной квартиры и ее жильцов, сопереживая происходящему на экране.

Валентины Телегиной не стало в 64 года. У нее осталась дочь Надежда, которая ведет непубличный образ жизни. Предположительно проживает в Подмосковье.

Мария Скворцова (1911-2000)

Мария Луговая (Скворцова) в молодости (слева)
Мария Луговая (Скворцова) в молодости (слева)

У этой замечательной актрисы нет никаких званий. Но вы абсолютно точно помните ее по фильму "Калина красная" (1973). Для 62-летней Марии Скворцовой это был кинодебют. Актриса к тому времени уже написала заявление об уходе на пенсию из Московского областного ТЮЗа в Царицыно, где ее самой серьезной ролью была Ниловна в спектакле по роману М. Горького "Мать". А чаще на протяжении более трех десятков лет приходилось играть мальчиков, девочек и различных представителей фауны.

Неожиданно Скворцовой предложили поучаствовать в кинопробах, которые проводил Василий Шукшин. Роль матери Любы в "Калине красной" должна была играть Нина Сазонова, но режиссер не почувствовал у актрисы гармонии с Иваном Рыжовым, утвержденным на роль отца. Не складывалось впечатления, что пара прожила вместе всю свою жизнь. Когда же ему принесли фотографии Марии Скворцовой, он понял, что нашел то, что искал.

После успеха картины пенсию актрисе пришлось отложить. Ее стали активно приглашать в кино, где она сыграла более 60 ролей:

  • Степановну в х/ф «Белый Бим Чёрное ухо» (1976)
  • мать Федора в картине "Приезжая" (1977);
  • тёщу Ненарокова в фильме "Экипаж" (1979);
  • вахтера тетю Зину в х/ф "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) и др.

Мне безумно нравятся роли Марии Скворцовой в журнале "Ералаш", где ее бабушкам присущи юмор и самоирония.

Актриса была замужем за режиссером Семеном Скворцовым, с которым познакомилась в Ирбитском драмтеатре, куда попала в начале Великой Отечественной. В браке родился сын, которого уже нет в живых. Внучка проживает в США.

В заключение

Конечно, это не все "бабушки советского кино", которые привнесли на экран тепло, душевность и простоту. О Вере Кузнецовой можно прочитать тут.

Буду рада, если вы дополните список любимых советских актрис в комментариях.

Уважаемые читатели! 17 мая - Международный день телекоммуникаций. На канале есть подборка статей о различных ТВ-проектах. Для всех, кому интересен такой контент, предлагаю ссылку (жмите тут).

Для всех, кто следит за делом Бишимбаева (жмите здесь): суд вынес обвинительный вердикт. Экс-министру национальной экономики Казахстана назначено наказание в виде лишения свободы на срок 24 года. Его двоюродный брат за пособничество получил 4 года колонии. Потерпевшая сторона заявила, что не будет обжаловать приговор.

Поздравляю всех с Международным днем семьи! Здоровья вам и счастья! Крепких объятий по утрам и душевных разговоров вечерами!

-9

Всем добра, Виктория Самарская