Уважаемые родители! Мы продолжаем блок под названием "Индивидуальные особенности аддитивной личности". В предыдущих публикациях разобрали суть - как внутренние причины толкают ребенка в цифровой мир. Сегодня разберем детальней сам процесс.
Итак, мы подошли к тому, что индивидуальные черты характера влияют на способы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Да, и с вами в том числе. Мы же, как правило, все эти особенности просто не замечаем. Для нас все просто – результатов нет, потому что за компьютером сидит. Вот останется без него, тогда каким-то чудесным образом произойдет взлет мотивации, успехи подтянутся сами-собой, а дальше и зависимости не будет. Надо просто наорать и забрать гаджеты. Или поставить жесткие лимиты. Тогда точно дело пойдет.
Но оно не идет.
Чаще всего при этой системе становится только хуже. Потому что, помимо сложностей, которые закономерно испытывает абсолютно каждый человек в реальной жизни, а подростки на этапе формирования самоосознания своего «Я» и эгоидентичности, тем более, цифровое поколение находится в перманентном напряжении.
Потому что в мире семьи присутствует фоновое эмоциональное отвержение со стороны родителей. И посмотрите, в процессе борьбы за свои экранные права, которая закономерно возникает при подобных подходах, дети пытаются трансформировать родительское отношение к себе так, если бы они были любимы и ценимы.
Очень часто причиной этого отвержения является просто потеря близости. У ребенка формируются собственные взгляды, он уже способен их отстаивать, поэтому появляется протестное поведение – главное делать наоборот, против диктата взрослых.
Вот на этом этапе нужно, в первую очередь перестроиться самим. Справиться с эмоциями и принять, что прямые указы будут и дальше восприниматься «в штыки». Но не потому, что ваш подросток плохой.
Просто согласие с вами на этом этапе развития воспринимается, как отказ от автономности и утрата собственного «Я».
Следуя принципу реальности и закону ближайшего развития, можно постепенно развивать самосознание. И в такой среде ребенок получает опыт самостоятельного управления своим временем, а дальше и жизни в целом. Но все не так просто, как хотелось бы.
Жизнь подростка это синусоида, вечная эмоциональная и ментальная нестабильность. Лодка, которая несется по неспокойным жизненным водам, ее заносит различные течения, а информационная волна буквально может снести несформированную личность с жизненного пути.
И на этом этапе решающая роль играют именно родители.
Своими реакциями, словами и поведением в целом мы либо способствуем развитию психологической зависимости, либо помогаем осваивать новое поведение, набирать навыки, помогающие управлять стимулами, чувствовать собственную силу это делать.
Как отмечают специалисты, всякий здоровый, нормальный человек балансирует на грани той или иной зависимости. И вот тут возникает главный вопрос – как отличить невинное хобби своего ребенка от патологического вовлечения? И главное, как помочь грамотно?
Если присмотреться к себе, то независимо национальности, уровня образования и благосостояния, каждый из нас имеет травмирующий опыт тяготящей зависимости. Кто-то успешно с ней справился, а у многих эти пристрастия уже очень активно оказывают патологическое влияние на другие сферы жизни, и вы видите губительные результаты здесь и сейчас.
Даже, если вы не употребляете наркотики и не глушите алкоголь, то все равно тем или иным способом находите лазейку в круговороте повседневности.
У каждого, и у меня в том числе, есть более-менее легальный способ выскочить в некое параллельное райское состояние. У некоторых повод для такого отлета являются путешествия, шоппинг или активная бесцельная жизнь в социальных сетях.
И подростки так же этим активно пользуются.
Скажу больше, интернет тусовка и онлайн игры это нормальный способ снять напряжение и накопившийся стресс. Данность поколения.
Легкий вариант достаточно безопасно оказаться в пространстве, в котором можно отдохнуть, расслабиться, порадоваться. Собраться с силами, чтобы после вновь возвратиться в небезопасную ситуацию реальной жизни.
Обсудим план, который поможет родителю предотвратить обратную ситуацию.
Когда небольшое увлечение со временем превращается в поведенческую зависимость. А дальше, во многом определяет жизненный путь человека. Служит невидимым двигателем собственных поступков и выбора уже взрослого человека, на которые мы, старшие, уже не в силах влиять.
Мы уже обсудили, как индивидуальные черты характера формируют определенные сценарии при взаимодействии с реальным миром.
Например, гиперактивный ребенок бесконечно вертится и болтает в классе, везде успевает, а значит вовлекается во все группы и тусовки, в том числе в чатах. А, тревожный ребенок получит совершенно другие эпизоды – сложность с поиском друзей, неспособность постоять за себя, склонность к травле или кибербуллингу.
И, естественно, особенность, которая так или иначе объединяет все поколение – безумное увлечение и потребность в активном познании цифрового мира. И, как следствие, возможное ослабление мотивации к обучению, снижение успеваемости.
Смотрите, вот она цепочка, которая приводит нас к конфликтным ситуациям. Когда мы, как правило, срываемся, обвиняем во всех грехах своих детей, просто из-за того, что в его руках гаджет, с которым в силу недостатка волевого ресурса он не способен без вас справиться.
То есть индивидуальные особенности, черты характера ребенка могут повлечь за собой проблемы в социуме.
А мы почему-то вместо того, чтобы сосредоточиться на текущих сложностях, переживаниях, трудностях, которые испытывает абсолютно каждый живой человек, используем ремень в виде экранного времени.
Проще говоря, если школьник то и дело ввязывается в драки, то лишив его экрана, вы получите лишь усиление симптоматики. И махать кулаками будет сильней, и бонусом активно будет убегать в сеть, чтобы расслабиться.
Самый простой пример. Ребенок не хочет учится. Хочет целыми днями сидеть играть. Чем больше напряжение, давление со стороны взрослых, чем больше патологического контроля и эмоционального отвержения, тем больше стресс.
Ребенок приходит с очередной двойкой, тройкой, а у кого-то и с четверкой домой и получает нагоняй. «Без телефона, пока оценки не исправишь! И делай что хочешь, мне все равно!»
Так мы толкаем своего ребенка в сеть, потому что «Другой мир» становится способом решения конфликтов и проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.
Безнадега в жизни и в голове
Один из важнейших шагов для профилактики развития поведенческой зависимости - нельзя оставлять сына или дочь наедине со своими проблемами.
Они есть всегда, просто многие из них находятся в области Фрейдовского бессознательного.
Например, подросток сидит играет, а его психическая система активно пытается справиться с тревогой на фоне очередного скандала с предками из-за плохой успеваемости. От этого становится еще хуже, уровень стресса растет, а значит нужно еще поиграть. Да и вообще в реальность возвращаться не очень хочется. Так как рядом, как правило очень злой взрослый, который активно перебирает в голове очередной способ лишения экранного времени.
Знать проблемы и активно участвовать в их успешном разрешении
Если снизилась мотивация к обучению, то это проблема. Ее просто нужно обозначить. И вместе поискать оптимальное решение. Возможно, ребенок просто устал, а возможно, он не понимает зачем вообще ему учится, в его картине будущего диплом весомой роли не играет.
Пообщайтесь, разберитесь с этими причинами. Закончите разговор на положительной, оптимистичной ноте. «Все у тебя получится, просто подумай об этом!»
Смотрите, ребенок пришел из школы, и вместо очередных ультиматумов просто найдите сложность и накидайте пути ее разрешения. И так в каждом мире – в кружках и секциях, с друзьями, с обучением. В этом случае к экрану ребенок прилипнет с чувством радости и самоуважения.
Если же семья то и дело сваливает очередную порцию негатива, обвинений и любого другого эмоционального мусора, то вы получаете психологическую зависимость.
Избегание проблем, как главный способ их преодоления
Именно в семье ребенок привыкает убегать от проблем вместо того, чтобы системно их учиться разруливать.
Хотя на самом деле, это качество оказывает решающее влияние на будущие результаты абсолютно в любом направлении. И уж тем более не академические достижения или знания, выбитые угрозой лишения гаджета.
Поэтому, если ребенок часами сидит за монитором, не нужно пытаться его выковырять оттуда очередной угрозой.
Помогайте ему решать сложности в реальной жизни, где ему трудно, почему не хватает мотивации?
Даже, если сегодня все плохо, куча двоек, а друзья послали и не хотят общаться, то нужно садиться и искать решение.
"Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра исправить оценки хотя бы на три? Сможешь? Что с друзьями, может извиниться или что поругались?"
Дети ежедневно варятся в этом бурлящем котле неосознаваемых проблем.
Помогите их успешно решать, в вас будут нуждаться, и тянуться, когда нужна поддержка и помощь.
Зависимый человек предпочитает ничего не решать, потому что в семье этому не научили.
Как страус, которой прячет голову в песок, подросток то и дело ныряет в цифровой мир.
Но только от нас, взрослых зависит, закрепиться это поведение, когда пристрастие поглощает всю личность, занимает все мысли, время, энергию до такой степени, что уже нет сил адаптироваться к реальной жизни, заниматься чем-то еще и получать удовольствие другим способом. До такого состояния лучше своего ребенка не доводить.
________________________________
Подумайте, за какую проблему вы последний раз пытались наказывать, чтобы повлиять на результат? Как можно ее же перевести в договоренность, то есть просто найти план ее решения, который устроит все стороны? Может сам подросток предложит решение? Договоритесь, что успех в этом направлении будет для вас показателем более взрослой позиции, а значит и экран никто дергать не будет. Но нужно делать, совершать усилия. Подкрепляйте любые успехи, даже самые вялые.
______________________________
Уважаемые родители!
Черновик книги "Интернет зависимости.net. Воспитательные ошибки, которые толкают в цифровое болото. Часть 2" доступен на ЛитРес.
Тот, кто оплатил доступ по промо цене, получат новую главу "Законы развития" на указанную почту.
Все статьи есть в блоге. В книгах же вы получите более структурную подачу и четкую последовательность в осмыслении проблемы и алгоритма изменений.
Так же на сайте можно получить доступ к базе знаний из 5 книг для родителей цифрового поколения.
На ЛитРес
На сайте