Ромовый бульвар / Boulevard du rhum. Франция-Италия-Испания, 1971. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Пьер Пелегри (по роману Жака Пешераля). Актеры: Лино Вентура, Брижит Бардо, Билл Треверс и др. Премьера: 13 октября 1971. Кинопрокат во Франции: 1,3 млн. зрителей.
1925 год. Времена «сухого закона» в США. Катер контрабандистов уничтожен вместе с грузом при попытке причалить на американском берегу. Спастись удается только главному герою фильма в ироничном и местами трогательном исполнении Лино Вентуры (1919-1987). А дальше его заносит в Мексику и на Кубу, где он знакомится со звездой Великого Немого (одна из последних ролей Брижит Бардо).
В «Ромовом бульваре» Робер Энрико (1931-2001) смешал краски комедии, пародии и приключенческого фильма и порадовал поклонников Лино Вентуры и Брижит Бардо ярким развлекательным зрелищем.
Вожаки / Les Caïds. Франция, 1972. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Пьер Пелегри и Роберт Энрико по роману М.Г. Брауна «Ад под землей»). Актеры: Серж Реджани, Жан Буиз, Жульет Берто, Мишель Константен и др. Премьера: 1 ноября 1972. Кинопрокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.
В криминальной драме «Вожаки» двое приятелей ведут двойную жизнь: они участвуют в автомобильных шоу и воруют…
В этом фильме Робера Энрико (1931-2001) вроде бы всё на своих местах: крепкая жанровая основа, острая интрига, хорошие актерские работы Сержа Реджани (1922-2004) и Жана Буиза (1929-1989). Но вот французской массовой аудитории «Вожаки» не пришлись по вкусу – картина собрала в кинозалах чуть больше полумиллиона зрителей…
Секрет / Le Secret. Франция-Италия, 1974. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Паскаль Жарден. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Марлен Жобер, Филипп Нуаре, Жан-Франсуа Адам, Соланж Прадель и др. Премьера: 9 октября 1974. Кинопрокат во Франции: 0,9 млн. зрителей.
Еще одна криминальная драма Робера Энрико (1931-2001) – «Секрет» - начинается с побега из психушки главного героя (Жан-Луи Трентиньян демонстрирует здесь филигранное владение нервно-тревожной пластикой своего персонажа). На свою беду этого психопата и убийцу укрывают в своем замке сердобольный писатель (Филипп Нуаре) и его молодая жена (Марлен Жобер). Они еще не знают, что их ждет впереди…
На мой взгляд, «Секрет» - яркий образец психологической драмы, построенной на синдроме причудливых связей преступника и жертвы, параноидальных и конспирологических мотивах. Актерское трио в этой картине выглядит весьма впечатляюще. Добавлю сюда и неординарную музыку Эннио Морриконе (1928-2020)…
Старое ружье / Le Vieux fusil. Франция-ФРГ, 1975. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Паскаль Жарден, Клод Вейо. Актеры: Филипп Нуаре, Роми Шнайдер, Жан Буиз, Иоахим Ханзен и др. Премия Сезар (1975) лучший фильм, лучший актер (Филипп Нуаре), лучший композитор (Франсуа де Рубе). Премьера: 22 августа 1975. Кинопрокат во Франции: 3,4 млн. зрителей. Кинопрокат в СССР – с 17 января 1977. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В основе сюжета классическая фабула – мирный человек вынужден мстить... При этом Робер Энрико (1931-2001) сумел избежать штампов. Он тщательно воссоздал атмосферу последних месяцев оккупации. Камера Этьена Беккера (1936-1995) трепетно передает ощущение безмятежного счастья врача, стремящегося вопреки всему остаться вне политики. Кадры, где под волшебную музыку Франсуа де Рубе по лесной дороге крутят педали велосипедов улыбающиеся отец (Филипп Нуаре), мать (Роми Шнайдер) и дочь, невозвратимой ностальгией вспыхивают на экране всякий раз, когда обезумевший от горя герой вспоминает свое навсегда перечеркнутое нацистами прошлое…
На первый взгляд может показаться странным, как актер с внешностью Филиппа Нуаре (1930-2006) – несколько неуклюжий, лишенный спортивного и светского лоска – мог стать звездой. Однако стоит увидеть хоть один фильм с его участием, и все сомнения отпадают безвозвратно. Обаяние и талант Нуаре захватывают мгновенно. И, пожалуй, одна из самых сильных его работ (за которую он заслуженно получил приз «Сезар») – именно в «Старом ружье».
Филиппу Нуаре удалось показать, как в его мирном и добром герое, стремящемся остаться в стороне от политики и войны, происходит трагический перелом: нацисты убивают его жену и дочь... И вот вчерашнее тихое счастье кажется далеким сном. Непослушными руками он берет старое ружье, и с каждым движением становится все собраннее, жестче, увереннее в своем праве на месть. Во второй половине картины у героя Нуаре почти нет слов: застывшая боль в глазах, интуитивно точные движения еще недавно расслабленного грузного тела, руки, крепко сжимающие оружие...
Проблема вынужденной, спровоцированной мести интересует авторов не только сама по себе, но и в контексте того влияния, которое оказывает насилие на главного героя. Он убивает жестоких насильников и палачей, но каждый выстрел дается ему невероятным напряжением воли, ибо всякий раз он видит перед собой не просто ненавистную мишень, но и человека…
Драма «Старое ружье», быть может, лучшая работа Робера Энрико. Ни до, ни после режиссеру не удалось достичь столь впечатляющего художественного результата.
Киновед Александр Федоров