- Я могу съесть 3 шоколадки подряд и запить их несколькими чашками кофе. И так каждый день.. Я почти ничего не ем нормального – буквально в порыве отчаяния сказала Маша.
Она сидела опустив глаза и теребя салфетку в руках.
- У меня РПП - более уверенно сказала она.
Я сидела рядом, смотрела на нее внимательно. - Что ты чувствуешь, когда эти мысли приходят к тебе?
- Мне стыдно. – Она сидела вся съежившись и опустив глаза.
- За что?
Долгая пауза. Сидит и смотрит в пол, слезы старается сдержать.
- Что я снова это делаю!!! Я не замечаю, как заглатываю это все внутрь. – с отчаянием сказала она.
- Тебе стыдно. Ты снова съедаешь шоколадку и даже не замечаешь ее…
- А кто стыдит тебя?
- я не знаю… (она вся съеживаетя, ноги повернуты внутрь, руки напряжены)
- А ты не спеши, просто прислушайся к себе и узнаешь ответ.
Пауза. (Я наблюдаю, стараюсь ровно дышать и чувствовать ноги, так как очень напряженный момент)
- Кто –то взрослый …
Пауза..
- Мама…. – с удивлением обнаружила она.
( Клиентка сама себя запугивала и стыдила. Вернее ее внутренний критик, или иначе говоря интроекты ее мамы стыдили ее, а она пугалась это чувствовать . И чтобы избегать чувство стыда она «замораживалась» от страха и не замечая поедала шоколадки одну за другой . Это позволяло ей обезболиться на время, не чувствовать стыд и страх, но одновременно с этим она не чувствовала и вкуса пищи и не ощущала времени. Но стыд все же нагонял ее и в итоге она корила саму себя. И чтобы обезболиться она заходила на новый круг – еще съедала шоколадку.
Это доводило ее до отчаяния и она начала придумывала себе самые экзотические заболевания для того, чтобы как то рационализировать происходящее с ней. (мед .заключений о болезнях нет).
-Хорошо. Ты молодец! - поддержала я ее.
( Я буквально почувствовала очень сильное облегчение, напряжение сошло). Я видела перед собой девочку, которую кто то жестко критикует.)
-Я не знаю, как от этого избавиться. – с грустью и отчаянием сказала Мария. ( Я видела в ее глазах и подвинутой позе искру надежды)
- Я предлагаю тебе эксперимент.
Почувствуй свои ноги, ощути свои стопы, прислушайся к своему дыханию и … представь, себя ребенком, той девочкой, которую стыдит мама.
Сколько тебе лет?
Опиши, как ты видишь свою малышку?
Что чувствует твоя девочка?
Какая она? Сколько лет?
Пауза.
- Моя девочка- неуверенно произнесла Маша. Лицо ее засияло от нежности и из глаз потекли слезы.
( УрА!! Я внутри радуюсь за нее, меня заливает нежность)
- Она.. Она.. ей 5лет.. она стоит в сером платьишке и у нее две косички. Она растерена и похоже ей страшно.
Пауза.
- Хорошо. Давай сейчас подышим.
( мы с ней синхронно дышим. Я говорю ей, что я с ней. успокаиваю. двигаемся медленно.)
А что чувствуешь ты глядя на нее?
Пауза.
Начинает плакать .
- попробуй поддержать малышку: «Тебя можно есть шоколадки, столько, сколько тебе хочется!»
Мария удивилась, но все же согласилась попробовать.
Пауза.
Когда она произнесла эту фразу ее лицо буквально засияло.
От стыда не было и следа, и страха тоже не стало. Она вся распрямилась и расслабилась.
- Что ты почувствовала, когда получила это разрешение?
- Удивление и восторг! Мне никогда никто не разрешал есть шоколадки пачками – рассмеялась она. – Мне привычнее ругать и запрещать себе это.
Она смеялась и плакала одновременно. Я дала ей время. двигаемся медленно.
Потом мы перевели взор на ее критикующую часть.
- Посмотри на критикующий образ. Это мама? Что она чувствует? Какая она?
- смотри, так она старается тебя контролироват?. Таким способом она бережет тебя, проявляет свою любовь?
(Ведь в детстве ее так же контролировала и стыдила ее мама. Она не умеет по другому выражать свою любовь.)
Но ты можешь научиться любить и поддерживать себя без критики.
Пауза.
- как тебе такая идея?
Маша просто сияла, она осторожно, как бы щупая новое пространство с удивлением спросила: - Без критики?? Тело ее подалось вперед, глаза расширены. Голос звонкий.
Пауза. Она ерзает на стуле. Во мне куча энергии.
- Мне хочется свернуть горы, как много энергии!! ( Я внутренне ликую)
Какое то время мы еще прорабатывали эту ситуацию и конечно же критикующие фразы принадлежали ее маме.
В конце сессии я попросила ее представить, что она сидит и ест шоколадку.
- Что бы ты сказала той себе?
- Я сказала бы: «Мне очень вкусно!!»
И мы вместе рассмеялись))
Давайте разберем, что произошло в сессии. Девушка ела много сладостей и не могла контролировать этот процесс. О чем это? Прежде всего очевидно, что у нее не было связи со своими чувствами и была неудовлетворенная потребность в безопасности и поддержке. Оральная стадия развития. (в то время девушка не могла найти работу). И находясь в сложной жизненной ситуации она стыдила и пугала саму себя. Бесконтрольное поедание шоколадок это лишь симптом. В сессии мы тщательно разобрали все чувства Марии и она их прожила в безопасной остановке. Мы увидели, что ругая себя она заходила еще в больший тупик. Увидели, откуда пришел такой способ внутренней коммуникации – этому ее научила мама, которая сама была напугана. Таким образом страх и стыд передались из поколения в поколение.
В практике Маша дала принятие своему Внутреннему Ребенку. К ней вернулось чувства. Для меня ее последняя фраза «Мне очень вкусно!!», говорит о том, что чувствование вернулось и телесно, а это значит мы прекрасно поработали!
И мне очень тепло вспоминать эту историю).
© Богатищева Ольга,2024. Практикующий психолог, гештальт-терапевт, автор книг и практик про чувства.
подписывайся на мою страничку,
оставляй комментарии, ставь лайк! 🧡
Приходи на консультацию, поговорим о чувствах
ватсап, телеграмм +7-925-206-22-22
Автор: Ольга Богатищева
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru