Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как стыд мешает чувствовать простые удовольствия ?

­­­­­­- ­Я могу съесть 3 шоколадки подряд и запить их несколькими чашками кофе. И так каждый день.. Я почти ничего не ем нормального – буквально в порыве отчаяния сказала Маша.

Она сидела опустив глаза и теребя салфетку в руках.

- У меня РПП - более уверенно сказала она.

Я сидела рядом, смотрела на нее внимательно. - Что ты чувствуешь, когда эти мысли приходят к тебе?

- Мне стыдно. – Она сидела вся съежившись и опустив глаза.

- За что?

Долгая пауза. Сидит и смотрит в пол, слезы старается сдержать.

- Что я снова это делаю!!! Я не замечаю, как заглатываю это все внутрь. – с отчаянием сказала она.

- Тебе стыдно. Ты снова съедаешь шоколадку и даже не замечаешь ее…

- А кто стыдит тебя?

- я не знаю… (она вся съеживаетя, ноги повернуты внутрь, руки напряжены)

- А ты не спеши, просто прислушайся к себе и узнаешь ответ.

Пауза. (Я наблюдаю, стараюсь ровно дышать и чувствовать ноги, так как очень напряженный момент)

- Кто –то взрослый …

Пауза..

- Мама…. – с удивлением обнаружила она.

( Клиентка сама себя запугивала и стыдила. Вернее ее внутренний критик, или иначе говоря интроекты ее мамы стыдили ее, а она пугалась это чувствовать . И чтобы избегать чувство стыда она «замораживалась» от страха и не замечая поедала шоколадки одну за другой . Это позволяло ей обезболиться на время, не чувствовать стыд и страх, но одновременно с этим она не чувствовала и вкуса пищи и не ощущала времени. Но стыд все же нагонял ее и в итоге она корила саму себя. И чтобы обезболиться она заходила на новый круг – еще съедала шоколадку.

Это доводило ее до отчаяния и она начала придумывала себе самые экзотические заболевания для того, чтобы как то рационализировать происходящее с ней. (мед .заключений о болезнях нет).

-Хорошо. Ты молодец! - поддержала я ее.

( Я буквально почувствовала очень сильное облегчение, напряжение сошло). Я видела перед собой девочку, которую кто то жестко критикует.)

-Я не знаю, как от этого избавиться. – с грустью и отчаянием сказала Мария. ( Я видела в ее глазах и подвинутой позе искру надежды)

- Я предлагаю тебе эксперимент.

Почувствуй свои ноги, ощути свои стопы, прислушайся к своему дыханию и … представь, себя ребенком, той девочкой, которую стыдит мама.

Сколько тебе лет?

Опиши, как ты видишь свою малышку?

Что чувствует твоя девочка?

Какая она? Сколько лет?

Пауза.

- Моя девочка- неуверенно произнесла Маша. Лицо ее засияло от нежности и из глаз потекли слезы.

( УрА!! Я внутри радуюсь за нее, меня заливает нежность)

- Она.. Она.. ей 5лет.. она стоит в сером платьишке и у нее две косички. Она растерена и похоже ей страшно.

Пауза.

- Хорошо. Давай сейчас подышим.

( мы с ней синхронно дышим. Я говорю ей, что я с ней. успокаиваю. двигаемся медленно.)

А что чувствуешь ты глядя на нее?

Пауза.

Начинает плакать .

- попробуй поддержать малышку: «Тебя можно есть шоколадки, столько, сколько тебе хочется!»

Мария удивилась, но все же согласилась попробовать.

Пауза.

Когда она произнесла эту фразу ее лицо буквально засияло.

От стыда не было и следа, и страха тоже не стало. Она вся распрямилась и расслабилась.

- Что ты почувствовала, когда получила это разрешение?

- Удивление и восторг! Мне никогда никто не разрешал есть шоколадки пачками – рассмеялась она. – Мне привычнее ругать и запрещать себе это.

Она смеялась и плакала одновременно. Я дала ей время. двигаемся медленно.

Потом мы перевели взор на ее критикующую часть.

- Посмотри на критикующий образ. Это мама? Что она чувствует? Какая она?

- смотри, так она старается тебя контролироват?. Таким способом она бережет тебя, проявляет свою любовь?

(Ведь в детстве ее так же контролировала и стыдила ее мама. Она не умеет по другому выражать свою любовь.)

Но ты можешь научиться любить и поддерживать себя без критики.

Пауза.

- как тебе такая идея?

Маша просто сияла, она осторожно, как бы щупая новое пространство с удивлением спросила: - Без критики?? Тело ее подалось вперед, глаза расширены. Голос звонкий.

Пауза. Она ерзает на стуле. Во мне куча энергии.

- Мне хочется свернуть горы, как много энергии!! ( Я внутренне ликую)

Какое то время мы еще прорабатывали эту ситуацию и конечно же критикующие фразы принадлежали ее маме.

В конце сессии я попросила ее представить, что она сидит и ест шоколадку.

- Что бы ты сказала той себе?

- Я сказала бы: «Мне очень вкусно!!»

И мы вместе рассмеялись))

Давайте разберем, что произошло в сессии. Девушка ела много сладостей и не могла контролировать этот процесс. О чем это? Прежде всего очевидно, что у нее не было связи со своими чувствами и была неудовлетворенная потребность в безопасности и поддержке. Оральная стадия развития. (в то время девушка не могла найти работу). И находясь в сложной жизненной ситуации она стыдила и пугала саму себя. Бесконтрольное поедание шоколадок это лишь симптом. В сессии мы тщательно разобрали все чувства Марии и она их прожила в безопасной остановке. Мы увидели, что ругая себя она заходила еще в больший тупик. Увидели, откуда пришел такой способ внутренней коммуникации – этому ее научила мама, которая сама была напугана. Таким образом страх и стыд передались из поколения в поколение.

В практике Маша дала принятие своему Внутреннему Ребенку. К ней вернулось чувства. Для меня ее последняя фраза «Мне очень вкусно!!», говорит о том, что чувствование вернулось и телесно, а это значит мы прекрасно поработали!

И мне очень тепло вспоминать эту историю).

© Богатищева Ольга,2024. Практикующий психолог, гештальт-терапевт, автор книг и практик про чувства.

подписывайся на мою страничку,

оставляй комментарии, ставь лайк! 🧡

Приходи на консультацию, поговорим о чувствах

ватсап, телеграмм +7-925-206-22-22

Автор: Ольга Богатищева
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru