Найти в Дзене

Расстановка приоритетов. Тест автомобильного 4-канального усилителя Korkunoff Audio Unlim 50.4 MK2

Оглавление

Питерские усилители Korkunoff Audio разительно отличаются философией своего построения от большинства моделей в Car Audio – в приоритетах тут явно не маркетинговые циферки параметров, а реальное взаимодействие усилителя с динамиком (чуть дальше в отчёте постараюсь раскрыть эту тему). За это их, собственно, многие как раз и любят. В них много нестандартных решений, и больше того, даже в существующих и уже, казалось бы, обкатанных сериях над каждой новой моделью ведётся немалая работа.

Вот и недавно вышедший в продажу Korkunoff Audio Unlim 50.4 MK2 хоть и повторяет общие схемные решения прочих «анлимов» второго поколения, всё же не является их полным клоном, «смасштабированным» по питанию, а имеет свои особенности.

Ну и сразу для понимания, его цена на момент этого теста составляет 99000 рублей (ровно столько же стоит сейчас мощный 2-канальник Unlim 120.2 MK2).

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

На внешней стороне долго останавливаться не стану: конструктив повторяет остальные усилители Unlim и Aurum (серии легко опознать по цвету боковин – у «анлимов» это серебристый травлёный анодированный алюминий). Отмечу лишь качество изготовления корпуса – в последние годы тут сложно к чему-то придраться.

-2

Каналы в Unlim 50.4 MK2 можно включать попарно мостами, хотя если вам нужна пара мощных каналов, логичней выбрать тот же упомянутый выше 2-канальник Unlim 120.2 MK2.

-3

Как всегда, во входной части ничего лишнего – только регулировки чувствительности.

-4

В отличие от серии Aurum (постарше) и мощного 4-канальника Unlim 120.4 MK2 этот усилитель имеет общий блок питания на все каналы. Как в остальных моделях последнего поколения, используются планарные трансформаторы собственного изготовления.

-5

В отличие от многих (на самом деле большинства) усилителей в Car Audio здесь питание стабилизированное. Кстати, одно из полезных следствий этого решения – усилитель не так сильно чувствует разницу в первичном питании. Между простой «кислотой» и, скажем, титанатом она не так разительна.

-6
-7

Включение и работа схемы защиты – по тому же принципу, что в остальных «анлимах» и «аурумах» – сначала подача в защищённом режиме напряжения на силовую часть преобразователя, и уже потом электронным выключателем нагрузки блок питания запускается в рабочем режиме. Реакции на отклонения от нормы мгновенные, спалить динамики практически невозможно.

-8

Батарея ёмкостей вторички скомпонована поближе к выходным каскадам, где скорость выдачи заряда – один из принципиальных моментов.

-9

Как всегда, тракт максимально «прямой», никаких ОУ и конденсаторов на пути сигнала. Операционники работают в цепях поддержания «нуля».

-10

Если в более мощных Unlim 120.4 MK2 и Unlim 120.2 MK2 выходы построены на полевиках IRFP240 и IRFP9140, то здесь используются пары IRF3710 и IRF5210.

-11

«Сенсорные» транзисторы, корректирующие режим работы в зависимости от температуры, скомпонованы не рядом с выходными транзисторами, а прижаты непосредственно к ним. Это уменьшает время тепловой коррекции с минут до нескольких секунд.

-12

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК

Вот тут есть повод наглядней оценить философию конструирования усилителей Korkunoff Audio. В ней приоритеты расставлены несколько иначе, чем диктуют стереотипы. Она базируется на утверждении, что качество воспроизведения сигнала зависит не столько от гармонических искажений в сигнале (в конце концов, акустика даёт гораздо больший КГИ, чем усилительная часть аудиосистемы), сколько от фазовых и динамических искажений.

Напомню очень коротко и немного упрощённо. Фазовые искажения – это, по сути, набег или отставание одних частотных составляющих в сигнале относительно других. А поскольку звуковой сигнал – многочастотный, это неизбежно приводит к изменению его формы. А усилители, построенные по традиционным схемным решениям АВ класса, в своей основной массе всё же сдвигают фазу сигнала на ВЧ. Одни – весьма заметно, другие – поменьше, но сдвиги есть практически всегда.

Второе – динамические искажения. Звуковой сигнал – не просто набор синусов с постоянной амплитудой. Он не стационарный, а постоянно меняется, в нём есть резкие перепады уровня, пики и «затишья». Так что усилитель должен адекватно передавать резкие перепады амплитуды – обладать должной скорострельностью. А ещё (и это, пожалуй, даже главное) контролировать поведение динамиков. Ведь динамик в некоторым смысле похож на генератор – в нём тоже есть катушка, движущаяся в магнитном поле, и усилитель не просто выдаёт на него сигнал «в одни ворота», на деле происходит постоянное «перебрасывание» энергии туда-сюда, возникают переходные процессы. А усилитель должен усмирять все эти непотребства. Ну или, иными словами, контролировать работу динамиков.

Так уж получается, что получить профит «везде и сразу» могут только маркетологи-сказочники, так что приоритет при разработке Korkunoff Audio отдаётся именно последним двум факторам – низкие фазовые искажения и контроль. Так что если посмотреть на спектры сигнала, формально уровень гармоник получается великоват. Хотя конкретно в 50.4 MK2 обошлось без «расчёсок», и с ростом порядка гармоник их уровень довольно активно спадает.

-13

К слову, обратите внимание на низкий уровень среднего фонового шума. При мощности полезного сигнала порядка 1 Вт (как раз как на спектрограмме, 6 дБВ, нагрузка 4 Ом) шум «плещется» стабильно ниже отметки -100 дБВ. А если брать только на средних и верхних частотах, то и вовсе приближается к отметке -120 дБВ. Очень хорошо.

В отличие от большинства усилителей, здесь уровень искажений равномерен во всём частотном диапазоне (обычно самый низкий на СЧ, а на НЧ и ВЧ задирается).

-14
-15

Ну и, собственно, одна из ключевых особенностей усилителей Korkunoff Audio – это фазовая характеристика. У абсолютного большинства усилителей она загибается на НЧ (влияние разделительных конденсаторов) и на ВЧ (фактически, ограничение частотного диапазона).

Здесь же – абсолютно ровная (несколько градусов – не в счёт). А это значит, что никаких «набегов» одних частотных составляющих относительно других не происходит. А это – не только отсутствие окрашенности на ВЧ, но и правильное формирование КИЗов на звуковой сцене (отдельные звуки не «прилипают» к динамикам):

-16

Технически добиться такого можно только одним способом – верхняя граница частотного диапазона должна превышать пресловутые 20 кГц в несколько раз (на самом деле даже на порядок).

Чтобы наглядно оценить широкополосность, отключаюсь от комплекса Audiomatica Clio, подключаю генератор сигнала и осциллограф. На вход – синусы с разными частотами, осциллографом контролируется сигнал на выходе (усилитель под нагрузкой, само собой). Как видите, более-менее значимое снижение уровня происходит только на частотах несколько сотен кГц (осциллограммы выходного сигнала 20, 100, 200 и 300 кГц):

-17

Переключаю генератор в режим меандра (сигнала «прямоугольной» формы). Это довольно тяжёлое испытание для любого усилителя. На меандре с небольшой частотой усилителю приходится справляться с продолжительной подачей на вход постоянной составляющей (горизонтальные участки сигнала), а при высокой частоте наглядней видна реакция усилителя на резкие перепады уровня сигнала («отвесность» фронтов и переходные процессы после них).

-18

Это осциллограммы при подаче на вход меандров 100 Гц, 20, 50 и 100 кГц. Причём усилитель работает со значительным размахом – больше 20 В (peak-to-peak). Как видите, он не даёт выбросов и колебаний после фронтов, а наклон можно отследить более-менее внятно, лишь подобравшись к частоте 100 кГц. Скорость нарастания, если хотите, можете прикинуть, хотя в данном случае конкретные циферки неважны: она в любом случае приличная.

Ну и напоследок про силовой запас. Как следует из модельного индекса, обещано около 50 Вт на канал. На деле – сильно больше. Всё это легко определяется по снятой зависимости КГИ от выходной мощности – рост КГИ как раз означает начало ограничения сигнала. Смотрим, при какой мощности оно наступает при работе усилителя на 4 и 2 Ом:

-19

Если неохота возить пальчиком по графику, вот вам готовые циферки:

Мощностные параметры Korkunoff Audio Unlim 50.4 MK2 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 74 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 98 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,2%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 121 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 177 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

Как и у прочих усилителей Korkunoff Audio, здесь в приоритете детальность и скорострельность – любители «слюнек» и «сопелек» в вокале однозначно будут довольны, разрешение на СЧ и ВЧ высокое. Особо отмечу отсутствие «отстрелов» отдельных звуков к динамикам – одно из следствий фазовой линейности сигнала и минимизации переходных процессов. Сцена строится просторно и с достаточным количеством «воздуха».

Но вот если для прежних «анлимов» характерен достаточно дерзкий и жёсткий саунд, то 50.4 MK2 в этом смысле корректнее. Нет, он не стал «тёплым, мягким и пушистым», и в сочетании, например, с какими-нибудь бериллиевыми твитерами (а уж если серебро в межблоках подкинуть, то и тем более) будет знатно напрягать остротой и притягивать внимание к деталям. В сочетании же с более нейтральной акустикой, не склонной к резкости, даст прозрачный, детальный, но при этом вполне комфортный саунд.

Что касается баса, здесь Unlim 50.4 MK2 показал фирменную черту Korkunoff Audio – «гиперконтроль» нагрузки. Несмотря на то, что эта модель позиционируется в основном для СЧ/ВЧ звена, держаку на басе позавидуют многие более мощные усилители. Причина – построение выходных каскадов, «гасящее» реакцию динамиков, пытающихся при каждом движении диффузора «пихнуть» в ответку усилителю противоЭДС (о чём как раз говорил чуть выше). Характер баса при этом не сухой, а скорее, подходит слово «упругий».

Так что по факту Unlim 50.4 MK2 можно смело использовать не только на СЧ/ВЧ звено в 3-полосную систему, но и целиком на поканальную 2-полоску. Ну, может, за исключением акустики с совсем уж тяжёлыми мидбасовыми динамиками – для таких действительно уместней выбрать более мощную версию «анлима».

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Усилитель имеет всё то, за что любят (и хейтят) усилители Korkunoff Audio – скорострельный и ясный саунд на СЧ и ВЧ и «гиперконтроль» на НЧ. Не маскирует, а напротив, подчёркивает особенности остальных компонентов системы, что накладывает ответственность на их выбор. К примеру, жёсткий характер акустики он сделает ещё жёстче, а «затуманенный» сделает скучнее. А вот с акустикой, имеющей нейтральный характер, позволит получить звучание, в котором высокое разрешение будет восприниматься достаточно комфортно. Подбирайте к нему компоненты соответствующего уровня, уделяя внимание всему тракту от источника до акустики, включая кабели.

Плюсы:

  • Высокая «скорострельность»
  • Высокое разрешение на СЧ и ВЧ
  • Достойный контроль на НЧ
  • Низкие фазовые и динамические искажения

Минусы:

  • Высоковаты гармонические искажения
  • Нагрев, в закрытых инсталлах принудительное охлаждение must have