Найти тему
Joe ȞupAhudaŋ-chIŋksH Ryley

Как индейцы-земледельцы превращались в конных кочевников (в норме - никак, но об этом ниже)))

На днях в комментах на другом канале запостилось очередное недоразумение "про индейцев", в виде уверенного высказывания очередного любителя постить всякие комментарии, из которого следовало, что индейские земледельческие племена в прериях "легко превратились" в конных кочевников. Что еще и показалось комментатору "интересным моментом". После чего в качестве примера таких племен были названы степные кри, степные чиппева, кроу и "южные алгонкины (апачи)" (сам не знаю что это значит, но думаю что это что-то вроде "некоторые финны (например португальцы)" ))). Также были названы "сиу и чейены" которые "до выхода в прерии" были "полу-охотниками и полу-земледельцами".

Традиционно не понимаю, что именно заставляет людей именно про северо-американских индейцев гнать с умным видом всякую хренину, про "леокарконому" уже вроде больше одного раза поржал, поэтому просто выложу тут краткое условно - фактологическое возражение на этот очередной поток сокровенных откровений очередного белого человека))

Кри и оджибве (чиппева [чИпэуА] (правильные ударения - на заглавных буквах, так что это просто вариант произношения слова оджибве) - штатовский вариант произношения этнонима "оджибве"), в том числе равнинные, никаким земледелием не страдали, если только эпизодически собирали "водяной рис" и всякие дикие коренья и ягоды, в норме они бродячие охотники и рыбаки.

То же касается шайенов (обозванных комментатором "чейенами"), - самый близкий (к прерийным временам) опыт знакомства с земледелием которых был, когда они в 1670х-1720х гг. общались с оседлыми племенами Миссури (мандан, хидатса и арикара) и заодно кошмарили их деревни, расположенные рядом с их полями)). Когда то, веке так в 16- 1й половине 17, еще проживая в будущем штате США Миннесота, они вроде как немного занимались земледелием. Но в общем уже там его и забросили, видимо потому что бродить, почаще менять стоянки, охотиться и собирать водяной рис и прочую дикорастущую съедобную растительность гораздо проще, чем сажать кукурузу возле деревень, одновременно героически обороняя их от вторжения ненавистных бледнолицых захватчиков (в смысле от оджибве и ассинибойнов))).

Примерно так же сложилась история переселения на равнины у арапахо.

То же каcается кроу, ушедших (пешком (!!!) в 17 веке дальше на запад, забросив свои кукурузные поля, в то время как хидатса, их оседлые родственники, - остались на Миссури.

То же касается сиу, постепенно смещавшихся в прерии из Миннесоты. Когда они последний раз что-то сеяли (даже лакота-минниконжу ( мниуОкОнжу, мникъО(н)-уОжу, - от минИ-кАнйэ-уО-жУпи "воды-около-которые-сеют")), никто из них в 18 веке уже и не помнил (ни лакота, ни уИчИйена (янктоны и янктонаи)), и они были бродячими охотниками северо-восточной окраины равнин, все еще пешими. Немного занимались земледелием некоторые санти-дакота, но они не были и не стали прерийными конными кочевниками. Одно время в 18 веке (в 3й четверти емнип) пытались заняться земледелием оглала и, видимо, миннеконжу, когда добрались до Миссури и временно подружились с арикара, но у них ничего не вышло, а потом арикара были ослаблены занесенной подлыми белыми эпидемией (не помню, оспой или корью, и неизвестно кто ее там занес, и насколько она их реально ослабила, тем более что это происходило на фоне активных межплеменных побоищ, традиционных для региона и усугубившихся приходом в прерии шайенов и сиу). Где то в это время всякие дружбы с арикарами и сажания всякой кукурузы по соседству с ними сиу как раз резко и надоели))

Южные алгонкины... не знаю о ком шла речь. Если про южную часть канадского племени алгонкинов, живших в районе Великих озер, то они традиционно выращивали немного табака и подсолнухов, поздней, уже при французах, - кукурузу пробовали сажать, позаимствовав семена вероятно у гуронов. Основное пропитание добывали рыболовством и охотой. Ни в какие прерии и конные кочевники они никогда не собирались, до сих пор живут где жили.

В определенном смысле южными алгонкинами можно обозвать шауни (их название означает "южане" и они алгонкиноязычные), но они исторически не были особыми земледельцами, скорей одними из основоположников бродячего образа жизни, и конным прерийным народом тоже не стали даже после переселения на запад в 19 веке. В самом прямом смысле южные алгонкины (самые южные алгонкиноязычные племена точней) - это племена конфедерации поухаттанов, земледельцев, но ни разу и никогда не конных и не прерийных, так как жили, депопулировались и ассимилировались к сер. 18 века в пределах будущего штата США Вирджиния и окрестностей. Попасть в прерии верхом на коне они могли разве что в качестве военослужащих армии Штатов или занимаясь еще чем-нибудь пристойным для представителя давно ассимилировавшегося и сильно метисированного индейского народа из восточных штатов))

Можно еще вспомнить преимущественно алгонкинские племена Конфедерации Иллинойсов, жившие на востоке среднего запада (к югу и юго-востоку от озера Мичиган). Которые и земледелием занимались и на бизонов (лесных) охотились. Но опять же ни в каких конных кочевников они не превращались а во 2й половине 18 века были разгромлены и в большинстве вырезаны другими индейскими племенами.

Некоторые группы апачей - атапасков по языку и бродяг, рейдеров, мародеров и убийц по историческому "хозяйственному" призванию, - предпринимали неустойчивые попытки заниматься земледелием по примеру презираемых ими папаго, пуэбло или мексиканцев, но и здесь - не охотничье-кочевые прерийные группы, а бродячие и предпочитающие предгорья, откуда проще прятаться в горах. Равнинные апачи емнип земледелием никогда не заморачивались и уж точно не с мотыги на лошадей в свое время пересели)) А в те же времена и в тех же местах где и команчи (и попутно воюя с команчами) раздобыв лошадей из положения бродячих пеших охотников. Для апачей и команчей период освоения лошади прешелся примерно на период с 1680 (восстание пуэбло под рук. тов. Попэ, разорившее испанскую хозяйственную и оборонительную инфраструктуру в Новой Мексике, что привело к попаданию большого количества лошадей в руки индейцев) по 1720е гг. (появление и рост количества сообщений о конных набегах. в том числе имевших явную цель добыть еще больше лошадей).

Реально прерийными и около-прерийными земледельцами, сочетавшими земледелие с сезонными охотами на бизонов и антилоп, были т. н. племена Миссури (арикара, хидатса, манданы), пауни (родственники аракара), часть других кэддоязычных племен, дхегиа (дальние родственники сиу - омаха, понка, канза, куапау и оседжи), отчасти чивЕре (айова, ото, миссуриа и их общее материнское племя виннебаго, тоже дальние родственники сиу). - никто из них прям прерийными кочевниками так и не стал. При этом почти все эти племена были в итоге кто наполовину, а кто и хуже вырезаны этими самыми прерийными кочевниками (сиу, шайенами, кайова, команчами, равнинными апачами и т.д).

Никто из переселенных с востока до или после 1820-30хх гг. исходно земледельческих племен Вудланда классическими прерийными кочевниками тоже не стал.

Потому что конными прерийными кочевниками становились именно пешие бродячие и при этом не втянутые или слабо втянутые в отношения с колониями племена охотников и собирателей, возившие имущество на собаках и изначально охотившиеся на бизонов и антилоп пешком. Из их положения лошадь трудно было переоценить и глупо было бы не заинтересоваться с первого взгляда ... отсюда и почтительное наименование лошадей названиями типа "волшебная собака"...

Исключением из правила возможно были кайова, одни из первых (или даже первые) классические конные кочевники, полностью порвавшие со своим ранее оседлым земледельческим образом жизни и ушедшие, предположительно в начале 17 века, от мест обитания пуэбло далеко на север, где кочевали (опять же - изначально пешком) по области между верховьями р. Миссури и Черными Холмами в (современных) шт.шт. Монтана и Вайоминг, но это исключение из правила и вообще темная старая история, подробности которой неизвестны...