Найти в Дзене
Группа «Акрон»

Возвращая имена: история экипажа бомбардировщика P-Z №1981, не вернувшегося с боевого задания зимой 1942 года

В честь 56-й годовщины первого похода поискового отряда «Сокола», у Культурного центра ПАО «Акрон» в Великом Новгороде открылась историческая уличная экспозиция «Возвращая имена». Несмотря на резкий ветер и дождь, на площади собралось немало людей: студенты Новгородского химико-индустриального техникума, воспитанники Колледжа водного транспорта, ветераны, поисковики. Многие новгородцы пришли на выставку с детьми, которые с удовольствием изучали военные раритеты. Звучали стихи и песни о войне. «Сокол» представил полноразмерный макет самолета Р-Z с оригинальными элементами, документы и личные вещи летчиков, отреставрированный джип «Виллис», пушку и многое другое. Вдохновителем и главным организатором мероприятия стал поисковик со стажем, некогда комиссар отряда, советник генерального директора ПАО «Акрон» Владимир Гавриков. А начиналось все зимним вечером пять лет назад…

Владимир Гавриков
Владимир Гавриков

– Эта история началась в январе 2019 года, когда я приехал к своему другу Александру Николаевичу Орлову, командиру отряда «Гвардия», – рассказывает Александр Игнатьев, поисковик отряда «Сокол». Мы с ним сидели и вспоминали, где на Замошском болоте могут быть недоработанные самолеты. Вот тогда он и рассказал, что в полутора километрах от деревни Вешки есть такой самолет. Поднимать его пытались несколько раз, но безуспешно.

По данным отряда, зимой 1942 года ночной бомбардировщик P-Z №1981 не вернулся с боевого задания. Все это время судьба самолета оставалась неизвестной, а члены экипажа считались пропавшими без вести.

P-Z №1981. Разведчик, корректировщик и легкий бомбардировщик, одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся результатом модернизации самолета Р-5. Спроектирован в КБ завода № 1 (Москва) под руководством А.С. Маркова и А.А. Скарбова. По сравнению с Р-5 укорочен и видоизменен фюзеляж, введен полузакрытый фонарь кабины, установлен новый двигатель, усовершенствовано оборудование и вооружение. Опытный Р-Z («изделие 38») испытывался в июле 1935 года. В июне 1936 было развернуто серийное производство новых бипланов. Всего изготовлено 1031 экземпляр. Выпуск Р-Z был прекращен в 1937 году.
На поздних машинах было усовершенствовано бомбардировочное вооружение. Р-Z состоял на вооружении в СССР с осени 1936 г. В конце 30-х годов Р-Z являлся основным типом машин в эскадрильях, приданных дивизиям и корпусам сухопутных войск, однако из-за свойственных его конструкции дефектов начал постепенно вытесняться в гражданскую авиацию, где также не нашел широкого применения. В начале Великой Отечественной войны применялся как ближний разведчик и корректировщик (в основном ночью), самолет связи. С ноября 1941 Р-Z вошли в состав ночных легкобомбардировочных полков вместе с Р-5 и Y-2. В этом качестве использовались до середины 1943. Как связной и легкий транспортный служил до конца 1944 года.

3 февраля Александр Игнатьев с Евгением Антиповым взяли магнитометр и пошли на болота. Нашли место падения самолета, определили наличие там металла двигателя и приступили к подъему фрагментарных запчастей армейского разведчика. К поисковикам присоединились единомышленники – Владимир Гавриков, Алексей Васильев, Дмитрий Алексеев и Сергей Дмитров. Работы продолжались почти два месяца: сначала извлекли из болота то, что было в кабине – пулемет, сиденья, фюзеляж – все что находилось близко к поверхности. А когда вытащили парашют, стало понятно, внутри экипаж боевой машины. «По информации, три самолета в тот день вылетели на задание, и ни один из них не вернулся. Соответственно экипажи остались с ними. Поэтому надежда была, что пилоты там», – уточняет Евгений Антипов.

Самолет Р-Z оказался кладезем найденных среди его обломков личных вещей и документов погибшего экипажа. Разлившиеся при крушении масло и топливо, а также воздухонепроницаемый грунт болота надежно законсервировали бумажные документы двух Михаилов: уроженца Луганской области – ЗАЙЧЕНКО и Ростовской – КОВАЛЁВА. У Зайченко было удостоверение об окончании Чугуевского училища, у Ковалева комсомольский билет, заполненный несмываемыми чернилами. И это стало отправной точкой к началу поиска. Родственников нашли быстро. В этом помогли и СМИ, и социальные сети, и неравнодушные люди, благодаря которым история о найденных летчиках моментально разлетелась по всей стране. В мае 2019 года потомки пилотов из Москвы, Рязани и ЛНР приняли участие в захоронении останков экипажа в Мясном Бору.

Однако на этом история не закончилась. Из фрагментов армейского разведчика решили собрать макет боевой машины. «Замечательная идея пришла Алексею Васильеву. Он взял поддоны из-под кирпича и стал собирать конструкцию самолета. Мы поняли, что это реально. Вся дальнейшая работа – это дело времени, энтузиазма и искреннего желания воссоздать боевую машину. Так что коллективу ремонтно-строительного цеха и специалистам ремонтно-механического производства «Акрона» удалось создать уникальный образец P-Z №1981. Это действительно память и ее можно потрогать руками. Здесь все по-настоящему, живое. И самое главное, что обязательно будут появляться какие-то события, отзывы. Я уверен, что люди будут подходить и рассказывать другим», – подводит итоги двухлетней работы Владимир Гавриков.

Елена Кирилова, заместитель председателя правительства Новгородской области:
– Вот уже более 50 лет поисковый отряд «Сокол» помогает возвращать из небытия нашу общую историю. Важность этой работы сложно переоценить, и она особенно ценна для нового поколения новгородцев. Этот год особый, юбилейный и в 80-тилетие освобождения Новгорода и Новгородской земли от немецко-фашистских захватчиков мы становимся свидетелями ожившей истории. Вот и судьба лётчиков Ковалёва и Зайченко могла бы остаться неизвестной, если бы не труд и неравнодушие поисковиков отряда «Сокол».

18 апреля, в день рождения отряда «Сокол», ночной бомбардировщик P-Z №1981 вновь «продолжил свой полет». Теперь у него другая, мирная миссия – рассказывать современникам о героических страницах Великой Отечественной войны. Выставка «Возвращая имена» будет работать до конца мая. В экспозиции так же можно увидеть элементы самолета ПЕ-2, документы и личные вещи летчиков.