Почти 27 лет я занимаюсь бизнесом. Владелец, ТОП-менеджер, партнер. И за это время выявил несколько моментов, которые позволяют бизнесу держаться на плаву в любых обстоятельствах.
1 ПЛАНИРОВАНИЕ
Основа основ. Ежедневное планирование каждого сотрудника компании — это база. «Зачем планирование самому низшему персоналу?», — спросите вы. В бизнесе нет неважных людей! Когда каждый сотрудник выполняет свои обязанности в соответствии с планом компании, тогда и получается слаженное общее дело.
Пример:
В магазине уборщица моет пол в зале стандартно 5 раз в день.
Ей сообщают «Марьванна, на следующей неделе объявляем акцию — проходимость будет в 2 раза выше».
Учитывая эту информацию, уборщица распределяет свою загрузку так, что в дни акции она, например, не планирует другую занятость (окна, склады и т.п), а выходит в зал 10 раз.
Итог:
Зал чист. Посетители довольны. Сотрудник не валится с ног от усталости.
2️ АЛГОРИТМЫ
Когда мы раскладываем компанию на составляющие, то видим ее по-новому. Становится понятно — где процесс идет согласно плану, а где происходит стопор.
Например:
Компания по производству деревянных изделий. Постоянные проблемы со сроками — товар отгружался покупателям в последний момент или с задержками. Собственник сам умеет работать руками и уже давно высчитал все тайминги на изготовление деталей, но проблема не решилась.
После того, как разложили на алгоритмы цикл жизни изделия оказалось, что производство работает согласно тайминга, а заминки идут на складе. Начали разбираться в причинах, выявили, что распределение внутри склада очень неудобно и работа с товаром занимает больше времени, чем могла бы.
Итог:
Провели ревизию, перераспределили остатки. Начали работать с опережением графика.
3 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПАПКИ
Составляются на основании алгоритмов и важны как для владельца, так и для сотрудника. Адекватные и актуальные должностные папки дают уверенность, что обе стороны понимают суть должности одинаково. Пропадает недопонимание «А я думал вот так надо было» или «А почему ты не сделал вот так, это же элементарно».
4️ ПОКАЗАТЕЛИ
Считаются по каждой должности, каждому сотруднику. Когда человек видит, какой вклад он вносит в дело, когда он знает, что от этого вклада зависит прибыль компании и его собственная, у него есть стимул работать лучше. Он соревнуется с самим собой. Делает больше. А для руководителя это четкие данные — насколько успешен или неуспешен тот или иной сотрудник.
Например:
В компании 2 менеджера. Один очень активный, постоянно рассказывает, какие ведет переговоры, какое встречи, 100% времени делает звонки. Второй спокойный, не кричит на каждом углу о своих успехах. И первый всегда считался ведущим специалистом.
После того, как ввели систему показателей оказалось, что в сухом остатке второй менеджер приносит компании прибыли в полтора раза больше, чем первый.
5️ СБОР УСПЕШНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Единственный инструмент, который позволяет масштабировать компанию.
Например:
В кондитерской тестировали разную подачу одних и тех же десертов. Заметили, что один вид подачи вызывает отклик у посетителей. Повторили тест через некоторое время — повторилось то же самое. В итоге сделали такой вариант подачи фишкой заведения, усилили узнаваемость и смогли выйти на масштабирование.
6️ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Правильное финансовое планирование — залог того, что компания не окажется внезапно в центре кассового разрыва. Всегда должны быть учтены факторы риска, заложен люфт на непредвиденные обстоятельства и рассчитаны несколько сценариев достижения целей по прибыли.
Например:
Когда случился резкий скачок доллара многие компании, которые вели расчеты в валюте, обанкротились. Но были и те, кто практически не ощутил этого несмотря на то, что тоже работали с иностранными компаниями. Разница только в наличии финансового планирования и, как следствие, минимизации рисков.