Неубиваемый гигантский ящер-мутант Годзилла уже давно стал классикой японской, а вслед за этим и голливудской монстрологии. Всего о выходящей из океанских глубин зверушке снято 38 фильмов и 4 сериала.
К своим 70-ти Годзилла смог получить вполне себе достойный подарок - свой первый «Оскар», да не абы какой, а в номинации «За лучшие визуальные эффекты», подвинув третьих «Стражей Галактики», очередной сиквел бесконечной франшизы «Миссия невыполнима» и странноватого, но насыщенного типа-батальными сценами «Наполеона».
Заслужить награду ящеру помог режиссер и сценарист Такаси Ямадзаки, снявший одну из самых ярких и эффектных, по крайней мере на данный момент, картин франшизы «Годзилла: Минус один» (2023).
Продолжительность 2 часа 4 минуты
Рейтинг IMDb - 8.0
Картина стала первым неанглоязычным фильмом, отмеченной Американской киноакадемией за спецэффекты. И в общем получила свой приз вполне заслуженно. Годзилла у Ямадзаки направо и налево крушит военные корабли, смачно разносит Гиндзу, смотрит на людей крайне недобрыми слегка пучеглазыми глазками и красуется кровожадно раскрытой пастью. Все выглядит максимально зрелищно и динамично.
Создавала всю эту красоту в течение восьми месяцев команда из 35 художников при довольно смехотворном по голливудским меркам, но доподлинно не разглашаемом бюджете порядка 10-15 млн долларов.
Помимо награды Американской киноакадемии эта интерпретация истории Годзиллы получила 8 премий Японской киноакадемии в том числе за «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» и две премии Азиатской, став не только одним из лидеров японского проката 2023 года, но и самым кассовым японским фильмом о ящере-монстре.
Ямадзаки писал сценарий с перерывами аж три года, черпая вдохновение не только в ранних фильмах франшизы, но также и в творчестве Стивена Спилберга и Хаяо Миядзаки.
Сюжет картины переносит нас в 1945, а чуть позже — в послевоенное Токио. Тут все будет довольно просто и лаконично, максимально заточено под экшен, но при этом фильм не лишен и трогательных моментов. Будет даже 2 слегка неожиданных сюжетных поворота.
В центре истории — камикадзе-неудачник Коичи Шикисима, который испытывает муки совести за то, что в свое время струсил и не выполнил свой самоубийственный долг, а потом струсил снова и бросил своих боевых товарищей, подвергшихся нападению Годзиллы, которая внезапно объявилась на японской военной базе, расположенной на вымышленном острове Одо. Кстати говоря, именно там начинала промышлять самая первая из известных миру Годзилл.
После демобилизации Коичи ютится в маленькой деревянной хибарке вместе со случайно встреченной им на рынке милой и хозяйственной девушкой Норико и подобранной ею сироткой Акико. Это совершенно очаровательная, слегка хмуроватая маленькая японская девочка с кривенькими ножками и умилительной гримаской «ужасного плача», который она виртуозно может начать в любой спонтанный момент.
Изначально планировалось, что у Коичи и Норико будет приемный сын, но Ямадзаки был настолько очарован двухлетней Саэ Нагатани, что изменил сценарий.
Чтобы заработать денег на содержание себя и домочадцев, Коичи вместе с парочкой бывших ветеранов и не успевшим понюхать пороху матросом Малышом на маленькой деревянной барже обезвреживает оставшиеся в море после войны вражеские мины.
Понятное дело, что Годзилла снова объявится в поле зрения молодого человека и его близких, не пройдет и 2 года)
Несмотря на то что в общем и целом дальнейшее развитие сюжета мы отлично себе представляем, появление и «проказы» Годзиллы, а также операция по его очередному устранению смотрятся на ура, не томно и не занудно, я бы сказала - вполне эпично, а местами даже весело. Естественно, не обойдется без странноватых научных изобретений — на этот раз растерянную ящерку при помощи хитроумных ноу-хау будут катать вниз-вверх на глубину и обратно. Эти импровизированные «американские горки» приходятся кайдзю явно не по душе, по крайней мере, Годзилла в процессе выглядит крайне ошарашенным.
Да, временами игра актеров может показаться слегка утрированной, почти мультяшной, а многие диалоги малость предсказуемы, но приятному впечатлению от фильма это в целом не мешает. Мы же садились смотреть уже в целом зная историю, и тут самое оно посмаковать красивую картинку, посравнивать эту версию событий с теми, которые уже видели раньше, а не придираться и не искать между строк высокую драму, хотя Ямадзаки и попытался добавить в сюжетные перипетии эмоциональную составляющую - и связанную с утратами и болью после прошедшей войны, и всякую там странноватую любовь-морковь. Ну и Коичи опять же докажет, что он не лыком шит и честь свою обелит по полной программе.
И вот на этой мажорной ноте можно б было закончить, но хочется еще немного побаловать своим вниманием юбиляра) Все-таки 70 лет — не шутка, а франшиза не только не собирается выдыхаться, а наоборот как-будто бы только набирает новые обороты и в Японии, и в Голливуде.
Минутка славы для Годзиллы и немного ненапряжной годзилологии
А ведь начиналось все в далеком 1954-м. Первую историю про исполинского ящера снял Исиро Хонда. Он заложил базу практически для всех дальнейших интерпретаций и сиквелов.
Годзилла — потомок рептилий, живших на Земле 200 миллионов лет назад, которому удалось возродиться из-за американских испытаний водородной бомбы. Поднявшись из океана, он нападает на Токио. Японские военные не в силах противостоять гигантскому монстру. Убить его удается лишь при помощи вещества, способного разрушать живую ткань в воде - так называемого «разрушителя кислорода». Изобретатель этого «оружия» доктор Сэридзава после финальной битвы перерезает водолазный шланг на своем костюме и уносит тайну секретных ингредиентов с собой в могилу.
Уже через год вышло первое продолжение истории - «Годзилла снова нападает», в котором выяснилось, что уничтоженный ящер был не единственным. На этот раз Годзилла громит Осаку, его уводят подальше от берега при помощи световых бомб и хоронят под толстым слоем льда.
При этом, одного ящера создателям картины показалось недостаточно, и с этого момента Годзилле начали придумывать разнообразных «достойных соперников». Первым его противником стал ящер-анкилозавр Ангирус, которому наш монстр-легенда пусть и не без усилий, но перегрызает шею.
Только третий Годзилла стал цветным. А кроме того обрел не менее маститого и узнаваемого соперника своей весовой категории — короля царства приматов Кинг Конга. Это произошло в 1962 году в фильме «Кинг-Конг против Годзиллы».
С тех пор вереница самых разнообразных баттлов «Х против Годзиллы», где под Х подразумевается очередной хитроумный монстр-задира, начала стремительно разрастаться.
Это и стометровый трехголовый космический дракон Кинг Гидора, прилетевший на Землю на метеорите, и огромный птерозавр Родан, взмахами крыльев создающий разрушительные вихри, и питающийся загрязнениями, умеющий принимать любые формы монстр Хэдора, и кровожадный Космический Годзилла.
Еще одним колоритным противником Годзиллы стала гигантская бабочка Мотра, которая тоже появилась не без помощи ядерных испытаний. Мотра обитает на вымышленном острове Инфант. У нее есть несколько стадий развития: гигантская личинка и огромное крылатое чудище, чем-то внешне напоминающее моль. При этом Мотра стала первым монстром франшизы, который не просто бессмысленно крушит все подряд, а имеет зачатки разума и кроме того, в борьбе чудищ выступает на стороне человеческой цивилизации.
Довольно нетривиального соперника обретает Годзилла в сиквеле 1989 года. Ученым удается вырастить эдакое хищное растение Биолланте, созданное путем скрещивания клеток Годзиллы и розы. В битве Биолланте использует свои корни с зубастыми захватами, которые Годзилла сжигает ядерным лучом. Растение-мутант рассыпается на тысячи частиц и улетучивается.
Одним из самых странных кайдзю во франшизе стал Кинг Сизар - гигантский красноглазый монстр с большими ушами и длинным хвостом, отдаленно напоминающий своим внешним видом собаку. Причем, в разных историях он выступает не только противником Годзиллы, но и его союзником.
Помимо живых монстров и мутантов Годзилла сражается и с рукотворными тварями - киборгами всех мастей, в ряду которых самыми удачными стоит, пожалуй, признать Мехагодзиллу и исполинского птицеголового киборга Гайгана. Вместо глаз у Гайгана - красная фара, вместо рук — мощные лезвия, а на животе встроена огромная циркулярная пила.
Лишь однажды в 1973 году Годзиллу попытались сделать положительным. В фильме «Годзилла против Мегалона» он выступает в роли защитника людей и противостоит правителям Сеатопии — подземного мира, стремящегося уничтожить человечество при помощи очередного страшного монстра Мегалона.
Самым провальным японским фильмом о Годзилле стала картина «Годзилла: Финальные войны» (2004), после чего ящер не появлялся на экранах целых 12 лет.
Возродилась франшиза в 2016 году историей «Годзилла: Возрождение», которая одна из немногих игнорирует фактологию фильма 1954 года. На этот раз монстр крушит токийский район Ота и, чтобы Годзиллу утихомирить, ее приходится долго и нудно замораживать.
В 1998 году историю про ящера-мутанта впервые решили сделать представители Голливуда. Однако первый блин вышел комом, и «Годзилла» Роланда Эммериха получила в основном негативные отзывы и провалилась в прокате.
Действие фильма начинается во Французской Полинезии, где несколько рыбацких судов подвергаются нападению загадочного хищника, после чего чудовище нападает на Манхэттен. Годзиллу спешно уничтожают ракетами, так как узнают, что он готовится размножаться, но одно из отложенных им яиц смогло уцелеть...
В 2014 году своего, более удачного «Годзиллу» снял Гарет Эдвардс, а в 2019 году - создатель «Людей Икс 2» и «Возвращения Супермена» Майкл Догерти («Годзилла 2: Король монстров»). Примечательно, что помимо самого ящера в этих историях появляются и другие монстры франшизы.
А после за дело взялся Адам Вингард, который успел создать уже 2 картины о легендарном монстре и его меховом протагонисте Кинг Конге - «Годзилла против Конга» (2021) и совсем свеженький «Годзилла и Конг: Новая империя», премьера которого состоялась 29 марта 2024 года и порадовала критиков и зрителей эпичнейшей битвой ящера в Риме. И в общем и целом Вингард останавливаться не собирается, у него уже есть мысли, о чем снять третий фильм.
Его японский коллега Ямазаки тоже не против продолжить, однако торопиться с сиквелом не хочет. В своих интервью он говорил, что хотел бы сделать именно продолжение истории с теми же персонажами, создать побольше сцен на море и, возможно, добавить кайдзю-антагониста, с которым Годзилла будет сражаться.
Так что у старичка Годзиллы наблюдаются весьма радужные перспективы на будущее, а ведь есть же еще сериал «Монарх: Наследие монстров» (2023), события которого происходят в киновселенной американского «Годзиллы против Конга», с Куртом Расселом в одной из главных ролей, который продлили на второй сезон. А там, глядишь, можно будет новый юбилей с каким-нибудь новым «Оскаром» праздновать, ну или хотя бы с «Эмми»))