Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Частный детектив" (Франция) и "Бригада криминальной полиции" (Франция)

Частный детектив / Наводчик / L'Alpagueur. Франция, 1975. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы Филипп Лабро, Жак Ланзманн. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Бруно Кремер, Жан Негрони, Патрик Фьерри и др. Кинопрокат во Франции – с 7 марта 1976: 1,5 млн. зрителей. Кинопрокат в СССР – с 28 августа 1978. 33,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

«Наводчик» – неплохой образец криминального триллера, шедший на наших экранах под камуфляжным названием «Частный детектив». Его мужественный герой (Жан-Поль Бельмондо), охотясь за убийцей, не склонен переживать по поводу применения незаконных методов борьбы с преступностью.

Роже – герой «Наводчика» – зарабатывает себе на хлеб, выдавая полиции нарушителей закона. Ради осуществления «голубой мечты» – покупки маленького островка среди теплого южного моря – он выслеживает странного убийцу-маньяка по кличке Ястреб. Оба они – Роже и Ястреб – заняты рискованным делом, требующим нервного напряжения, силы, ловкости, изощренного ума, безукоризненного владения оружием. И действуют похожими методами. Роже с обезоруживающей улыбкой раздевает наивных английских туристов, чтобы переодеться после побега из тюрьмы; до полусмерти избивает водителей грузовика, принявших его за бандита. Загадочный Ястреб (Бруно Кремер), убивая своих жертв, тоже улыбается, правда, гораздо печальнее и слабее. Но одному из них повезло меньше. Таковы правила игры...

-3

В советское время многие кинокритики ругали «Частный детектив» и другие остросюжетные фильмы с участием Жана-Поля Бельмондо за пропаганду насилия как способа решения проблем.

-4

Вот что писал, к примеру, кинокритик Андрей Плахов: «Я охотно присоединяюсь к тем, кто любит увлекательные детективы, остроумные комедии, романтические мелодрамы, тем более, если в них занят артистичный Жан-Поль Бельмондо. Но не могу не сказать о том, что меня тревожит. Все чаще в фильмах такого рода мы встречаем культ мускулистого героя-«супермена», не обремененного ни совестью, ни способностью к состраданию. Если в «Великолепном» этот непривлекательный акцент был ослаблен с помощью лукавой иронии, а в «Повторном браке» – за счет романтического пафоса, то уже в «Частном детективе» он проступил вполне. Вульгарность, любование грубой силой, а подчас и весьма изощренной жестокостью характеризуют и ряд других картин с участием Бельмондо – «Наследник», «Труп моего врага», «Профессионал». И вот последнее, что мы увидели в прокате, - «Игра в четыре руки», Из нее очевидно: если это и впрямь игра, то игра кровавая, а чем больше рук, тем больше крепких кулаков будет пущено в ход» (Плахов, 1983: 17).

Однако к такого рода мнениям кинокритиков советские зрители не прислушивались и продолжали раскупать билеты на фильмы с Бельмондо.

-5

Крим / Бригада криминальной полиции / La Crime. Франция, 1983. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы: Филипп Лабро, Жан-Патрик Маншетт и Жак Лабиб. Актеры: Клод Брассер, Жан-Клод Бриали, Габриэль Лазур, Жан-Луи Трентиньян и др. Кинопрокат во Франции – с 23 августа 1983: 1,8 млн. зрителей.

Комиссару полиции поручают расследовать убийство известного адвоката, и нити преступления постепенно ведут его в высшие эшелоны власти…

На мой взгляд, «Крим» («Бригада криминальной полиции») вызывает интерес в основном из-за блестящей работы Клода Брассёра, сыгравшего роль этого самого полицейского комиссара, чуть ли не в одиночку сражающегося с мафией.

-6

Берег правый, берег левый / Rive droite, rive gauche. Франция, 1984. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы: Филипп Лабро и Франсуаз Лабро. Актеры: Жерар Депардье, Натали Бай, Кароль Буке, Бернар Фрессон и др. Кинопрокат во Франции – с 31 октября 1984: 1,6 млн. зрителей.

«Берег правый, берег левый» - интересная попытка Филиппа Лабро «скрестить» мелодраму с политической линией, но зрителям, конечно же, в первую очередь запомнился замечательный дуэт талантливых актеров – Жерара Депардье и Натали Бай, которые в ту пору находились на вершине своей карьеры…

Этот фильм, на мой взгляд, отличается тонкой разработкой нюансов психологических отношений героев. Эстетика этой картины ближе уже не к Жану-Пьеру Мельвилю (1917-1973), а к Клоду Сотэ (1924-2000) или Роберу Энрико (1931-2001)...

После премьеры фильма «Берег правый, берег левый» Филипп Лабро окончательно расстался с кинорежиссурой. В последние десятилетия он занимал руководящие посты в теле/радиокомпаниях и снова вернулся к тележурналистике…

Киновед Александр Федоров