1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, введенные Федеральным законом от 05.05.2014 года № 99-ФЗ и отменяющие организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ, то есть ОАО и ЗАО.
С этого момента акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные что отражается в уставе и фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208- ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО) и создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Начиная с 01.07.2015 вновь создаваемые АО при государственной регистрации могут быть зарегистрированы только в организационно-правовой форме непубличного акционерного общества. В дальнейшем АО вправе представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о публичном статусе при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.
Перерегистрация юридических лиц, ранее созданных в формах ОАО или ЗАО не требуется, однако те акционерные общества, которые были созданы до 1 сентября 2014 года при первом внесении изменений в учредительные документы должны привести свои фирменные наименования в соответствие с действующим законодательством и определить свой статус: ЗАО признаются непубличными акционерными обществами, а вот ОАО должны определить: если они подпадают под признаки публичности (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ)), то они будут иметь статус публичных акционерных обществ, независимо от того пропишут они публичность в своем наименовании или нет (п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ), а если ОАО не подпадают под признаки публичности, то они признаются непубличными.
К публичному может быть отнесено акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются и к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).
Если открытое акционерное общество, получило в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасило все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, то оно вправе приобрести статус непубличного акционерного общества.
Акционерное общество в уставе и фирменном наименовании которого нет указания на то, что акционерное общество является публичным и созданное до 1 сентября 2014 года, но которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3 ГК РФ, вправе отказаться от публичного статуса, если на 1 сентября 2014 года его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус.
Акционерное общество, созданное до 01.09.2014, чьё наименование и устав по состоянию на 01.07.2015 содержало указание на то, что оно является публичным, но при этом его акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются, в период до 01.01.2021 обязано было либо начать регистрацию проспекта акций, либо получить статус непубличного общества (ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", далее - Закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ). Для таких эмитентов установлен «упрощенный» порядок по исключению из наименования указания на публичный статус.
Те акционерные общества, которые не привели свои уставы в соответствие с требованиями законодательства и остались в статусе ЗАО или ОАО, но их акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично не размещаются, при этом несут следующие обязанности:
-раскрытие информации
-обязательный аудит
И следовательно риски, связанные с неисполнением указанных обязанностей – административные штрафы:
-неопубликование (опубликование с нарушением установленного срока) акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей;
-за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица - до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы - до 10 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).
Наличие публичного статуса возлагает на общество большое число обязанностей, которые требуют развития у эмитента определенного уровня корпоративного управления.
В этой связи для тех обществ, которые имели возможность перейти в форму непубличного акционерного общества до 01.07.2020 и не планировали публично размещать ценные бумаги, более целесообразным представляется отказ от публичного статуса.
В настоящее время сложно спрогнозировать последствия для обществ, не исполнивших требование федерального закона.
Остается рекомендовать для неопределившихся эмитентов принять одно из двух возможных решений в соответствии со своей стратегией развития.