Найти тему

Как «заглянуть под капот» бизнеса, создать «машину эффективности» и правильно автоматизировать процессы

Оглавление

Давайте проведем мысленный эксперимент. Есть две компании примерно одного размера, работающие в одной отрасли. Обе внедрили одну и ту же информационную систему. Автоматизацию проводила одна и та же команда. Она получила от обоих заказчиков одинаковый бюджет и провела оба проекта в одинаковые сроки с аналогичным качеством.

Вопрос: Почему в итоге первая компания получила от автоматизации гораздо больший эффект, чем вторая?

Ответ: Скорее всего, первая компания еще до автоматизации выстроила управление своим бизнесом как системой. А во второй компании такая система еще не сложилась.

Бизнес как система – хорошо управляемый бизнес

– Мы начали строить бизнес как систему 15 лет назад, с момента создания нашей компании, – рассказывает директор 1С-КПД Наталия Бурцева. – Каждый сотрудник и подразделение у нас имеют свой набор KPI. Все эти показатели взаимоувязаны и влияют на сводный показатель компании – так называемый «спидометр эффективности». В 2023 году «стрелка спидометра» колебалась вокруг значения 77% (из возможных 100% эффективности). За первые 4 месяца 2024 года эффективность нашего бизнеса выросла до уровня 83%. Это произошло не случайно: мы знаем, какие процессы в компании нужно усилить, чтобы повысить тот или иной показатель. Как перенастроить компанию в ответ на ухудшение внешней конъюнктуры, появление новых возможностей, изменение целей бизнеса и т.д.

В определенном смысле системное управление бизнесом действительно похоже на управление автомобилем. Если водитель жмет на привычные рычаги, а машина реагирует непредсказуемым образом – значит, узлы и агрегаты перестали работать как система.

То же и с бизнесом: если управленческие решения не приводят к ожидаемым результатам – значит, составные части компании (люди, технологии, ресурсы и т.д.) не работают как система. И пора «заглянуть под капот».

Именно поэтому, когда клиенты спрашивают, как провести автоматизацию, чтобы она принесла максимальный эффект – мы предлагаем вначале оценить свой бизнес как систему и, при необходимости, настроить ее.

Если пропустить этот этап, то в ходе автоматизации могут быть упущены процессы, реально влияющие на эффективность. И наоборот: могут быть сохранены и «забетонированы» с помощью автоматизации устаревшие процессы, противоречащие нынешним целям компании.

Как построить «машину эффективности»

– Чем сложнее и крупнее бизнес, тем труднее провести его декомпозицию, а затем пересобрать заново как эффективно работающую систему, – говорит директор 1С-КПД Наталия Бурцева. – Внутри управленческой команды должны быть подготовленные специалисты с навыками бизнес-анализа, проектирования и стандартизации процессов, управления изменениями и т.д. Либо эту работу можно поручить опытной команде внешних консультантов.

В любом случае понадобится проанализировать текущее состояние компании, ее сильные и слабые стороны, узкие места и скрытые возможности.

Не исключено, придется переосмыслить стратегию компании, чтобы раскрыть ее потенциал и объединить сотрудников вокруг понятных и вдохновляющих целей.

Потребуется разработка взаимоувязанных показателей и стимулов для сотрудников, служб и компании в целом, которые будут поощрять не только индивидуальную производительность, но и эффективное взаимодействие в команде.

Понадобится реинжиниринг бизнес-процессов, чтобы обеспечить слаженную и высокоэффективную работу всей цепочки создания ценности, от привлечения клиентов – до доставки готовых товаров и услуг.

Все это не просто и требует от компании ресурсов, времени, интеллектуальных усилий, отмечает Наталия Бурцева. Зато обновленная система управления позволит ставить большие цели. Например, обеспечивать стабильный, из года в год, рост бизнеса, его масштабирование, открытие новых направлений, завоевание лидерских позиций в своем регионе или секторе рынка и т.д.

Хотите пойти с нами по этому пути? Заполните заявку на диагностику вашей компании!

Больше новостей об 1С:Документообороте и компании 1С-КПД — в нашем телеграм-канале.