Здравствуйте мои дорогие читатели, подписчики и гости канала! Интересных статей и хороших новостей вам в ленту!
У каждого из нас были учителя, а некоторые и до сих пор продолжают, у кого-то чему-то учиться. Собираясь писать эту статью, я чётко для себя определил, что в цикле «Мои учителя» будут лишь положительные моменты, а отрицательные я напишу потом отдельными публикациями, чтобы не смешивать всё воедино и соответственно не путать вас, мри любимые читатели.
Когда я учился в школе у нас были отдельные уроки по русскому языку, где учили правила, писали диктанты и сочинения, а отдельно были уроки по русской литературе, и преподаватели на этих уроках были разные. Конечно, в случае болезни они дуг друга подменяли, но язык читал один преподаватель, а литературу другой. Я делаю упор не столько на нашем времени советского союза, сколько конкретно на нашей школе, потому что я познакомился с учениками других школ и нашего города в том числе и узнал, что там эти предметы были обременены. Не знаю, точно, как это у них работало, преподавал один и тот же преподаватель, а бывало, что урок языка плавно перетекал в урок литературы. Подчеркну – это по рассказам других детей. Как это происходит в современной школе я не знаю, но, когда училась моя дочь предметы были разъединены, но преподаватель был один, потому что их и так не хватало. Сейчас пойдёт речь об учительнице русской литературы. Об учительнице русского языка тоже буду рассказывать, но совершенно в другом контексте. Напоминаю, что все имена изменены!
Учительницей русской литературы у нас была Мила Моисеевна по прозвищу Тортилла. Она даже внешне была похожа на черепаху из кинофильма. Однако на её уроках мы слушали её внимательно! О как красиво она умела рассказывать. Ей бы книги озвучивать цены бы ей не было!
Запомнившиеся мне истории происходили в седьмом и восьмом классах (очерёдность историй не помню), возможно были и в ранний период, но при всём моём желании память отказывается что-либо воспроизводить. Тогда будем считать, что в не запомнившийся период литература для меня была не значимой.
Однажды Тортилла перед выходными сказала нам:
- Вы только представьте - умирает человек. И будучи присмотри к нему приходить дьявол в человеческом обличие. Давай, говорит, заключим с тобой кровный договор и будешь жить ты весело и прекрасно, и почти вечно! Но если скажешь: остановись мгновение - ты прекрасно! То сразу попадёт в ад.
Человек, естественно, соглашается! Живёт долго и счастливо пока не влюбляется. Вот такое мистическое произведение! Интересно? Читайте!
Мы такие, почти хором:
- Как это? Что это? И чем закончилось?
- Произведение называется «Фауст», написал Гёте. На выходных почитайте и узнаете, чем заканчивается!
Естественно, запомнил я не дословно, что она рассказывала нам, но общий смысл, мне кажется, я передал.
И вот что интересно - все прочитали, даже самые отпетые двоечники. Конечно, книга оказалась сложная и немного нудная для нашего подросткового ума, да и Тортилла рассказывает гораздо интереснее, чем написано. А этот, казалось бы, незначительный случай помнят почти все наши одноклассники до сих пор.
О следующей истории мне надо начинать рассказ из далека. Был у нас дома кассетный магнитофон «Электроника» и принадлежал он, естественно, родителям, но слушали его все понемногу, потому что родители почти всегда были на работе. А пока они работали, я, естественно, магнитофон и слушал. В ту пору ходили у нас запрещённые записи эмигрантов, которые мы тщательно от родителей скрывали. Так однажды к нам попала кассета с матерной переделкой «Евгения Онегина». (Желающие могут найти в интернете, я находил, если что, но будьте осторожны там очень много ругательных слов). Естественно, мы себе все её и переписали. Я же после нескольких прослушиваний выучил наизусть весь текст и периодически его цитировал в нашей подростковой среде.
Вот и в школе наступил период, когда надо было учить отрывок из «Евгения Онегина». Почитав отрывок оригинала, я понял, что его практически всего знаю, тут важно было в текстах не запутаться. Вы уже догадались, что произошло?!
Я вызвался рассказывать первым. Вышел к доске и с чувством, столиком, с расстановкой и постановкой эмоциональных оттенков начал:
- Мой дядя самых честных правил…
Тут у меня в голове что-то щёлкнуло и дальше пошёл текст не оригинала, а настоящей матерной переделки. В классе стояла гробовая тишина. Не понимая, что я несу, я с упоением рассказывал недоумевая, почему меня так внимательно и даже немного испуганно слушают мои одноклассники. Весь текст переделки где-то примерно 30 минут, и все эти 30 минут меня внимательно слушали – никто не перебил, не остановил, не направил на путь истинный! И только когда я закончил, Мила Моисеевна сказал:
- За это я не могу тебе поставить оценку, ты бы оригинал лучше рассказал!
И только тогда я понял, что я рассказывал, смутился, но необходимый отрывок всё же рассказал.
- Четыре! – сказала Тортилла. – Вот если бы ты рассказал также вдохновенно, как переделку Александра Иванова, то получил бы пять!
Она оказывается знала! Даже автора знала! Я до сих пор никак не могу понять, почему она никак меня не наказала, никому ничего не рассказала и даже четвёрку поставила? В чём заключался её педагогический ход? Но явно в чём-то заключался… К сожалению, расспросить её об этом уже во взрослом возрасте я так и не смог – в 90-х годах она уехала в Израиль к свои родственникам. Об этом я узнал, когда пришёл с армии.
Вот такая была учительница Мила Моисеевна по прозвищу Тортилла.
А вы, дорогие мои читателе, подписчики и гости канала, помните, как у вас проходили уроки русской литературы?
Вот ссылка на первую статью цикла «Мои учителя»: