Речь является основой общения и психического развития. Следовательно, это самая фундаментальная потребность. Нам нужен язык, чтобы сообщать другим о наших мыслях, желаниях и нуждах, чтобы познавать мир вокруг и себя относительного других, чтобы самовыражаться, обучаться, развиваться.
Как правило, дети следуют предсказуемой схеме речевого развития (определенным этапам, о них ниже), но в случаях задержки речи этот прогресс замедляется. Из-за некоторых проблем, таких как неврологические состояния, биологические условия, социальные условия или, возможно, эмоциональные факторы и факторы окружающей среды, во всем мире более 8% детей испытывают трудности в общении в процессе своего взросления.
Что такое этапы развития речи?
Когда речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту, это считается задержкой речи. Речевые навыки нормотипичного ребенка следующие:
Возраст около 3 месяцев
- Лепетание и попытка произнести несколько звуков
- Выдувание пузырей изо рта и попытка произнести гласные звуки
Возраст около 6 месяцев
- Издает разные звуки и наслаждается звучанием голоса ("играет" им, прислушивается к нему)
- Смеется во все горло и лепечет четкие звуки
Возраст около 12 месяцев
- Лепечет несколько слов из двух букв
- Произносит подобные звуки: ба-ба, га-га, та-та
- Передает потребности с помощью движений и звуков
- Понимает простые вопросы
Возраст около 2 лет
- Конструирует простые предложения
- Ведет небольшие беседы
- Отвечает на простые вопросы
- Говорит понятным (примитивным) языком
Задержка речи в сравнении с языковой задержкой
Речь и язык - понятия тесно связанные, но разные. Речь относится к озвученным звукам, которые люди издают как средство общения. Язык - это сложная и структурированная система общения, которая включает использование символов (таких как слова) для передачи значения.
Малышу с задержкой речи может быть трудно произносить правильные звуки, из которых получаются правильные слова. Принимая во внимание, что ребенок с задержкой речи может произносить слова, ему может быть трудно формировать фразы или предложения, которые имеют смысл. Родители часто приходят в замешательство, если у ребенка задержка речи или языка.
Задержка речи не всегда одинакова
Ребенок вашей подруги, который почти того же возраста, что и ваш ребенок, начал говорить раньше, чем ваш малыш. К двум годам эти двухбуквенные и трехбуквенные слова начинают сочетаться, превращаясь в словосочетания, а к трем годам формируются простые предложения и пополняется словарный запас, насчитывающий уже около 1000 слов. Теперь вы беспокоитесь о том, почему ваш ребенок не говорит в соответствии с возрастом. Хотя этапы развития определяют прогресс ребенка, каждый ребенок растет в своем собственном темпе. Этапы развития речи у каждого ребенка могут отличаться.
Если у вашего ребенка задержка речевого развития, это не всегда означает, что что-то не так. Его развитие может запаздывать, отличаясь от нормы. Тем не менее, при любом подозрении рекомендуется обратиться к специалисту, потому что задержка речи часто указывает на другие проблемы, например на потерю слуха.
Каковы причины задержки речи у детей?
Причин может быть много. Например, из-за проблем в областях мозга, связанных с речью, или из-за структурных аномалий, особенно в области речевого аппарата и артикуляционной анатомии. Примеры таких орально-моторных проблем:
- Заячья губа и небо
- Косноязычие
- Велофарингеальная дисфункция
- Проблемы с зубами
- Высовывание языка
- Слабые мышцы рта
- Структурные различия артикуляторов
- Апраксия речи
- Дизартрия
Детям с такими проблемами трудно координировать действия челюстных мышц, губ и языка. Это также проявляется в процессе кормления. Из-за этой несогласованности некоторые звуки речи произносятся неправильно. Наряду с этим существуют и другие проблемы, препятствующие развитию речи у детей, такие как:
- Потеря слуха
- Расстройство аутистического спектра
- Умственная отсталость
- Задержка развития
- Детский церебральный паралич
Помимо всех этих неврологических состояний, существуют психосоциальные факторы, такие как избирательный мутизм, которые также могут быть фактором задержки речи.
Нуждается ли ваш ребенок в логопедической помощи?
Необходимость логопедической терапии можно определить в раннем возрасте. Еще до того, как ребенок произнесет свое первое слово, существуют определенные невербальные сигналы, позволяющие определить, коммуникабелен ребенок или нет. Вот некоторые из признаков:
- Совместное внимание: ребенок не может сосредоточить внимание на объекте совместно с другим человеком.
- Зрительный контакт: ребенок не поддерживает зрительный контакт и не реагирует на ваши жесты, голос и звуки.
- Вовлечение: ребенок не вовлекается в игровую деятельность.
- Лепет \ имитация: ребенок не пытается лепетать звуки, похожие на баба / тата / мими или около того в ответ.
- Реакция: ребенок не реагирует на звуки или имена.
Если какой-то из пунктов (или несколько из них) описывают поведение вашего ребенка, то, возможно, у него есть какие-то проблемы. Эти проблемы будут постепенно нарастать, если не корректировать состояние в раннем возрасте.
Если вы заметили, что ребенок не достиг определенных речевых показателей, желательно проконсультироваться со специалистом, например с сурдологом или логопедом.
Сурдолог проверит наличие проблем со слухом, а логопед оценит структурные и функциональные нарушения, если таковые имеются, затем разработает план коррекции в соответствии с уровнем речи ребенка.