Найти в Дзене
Дежурный smmщик

Тришкин кафтан, или как в США лицемерят в отношении TikTok

Подписав законопроект о продаже или запрете TikTok и при этом публикуя видеоролики в соцсети и обхаживая блогеров, правительство Байдена, похоже, отправляет неоднозначные посылы своим избирателям. Все по порядку + инфоповоды, связанные с этой историей:

Едва высохли чернила на подписанном Байденом законопроекте, как его команда выложила новый ролик в аккаунте президента. Команда планирует продолжать использовать TikTok до тех пор, пока не будет принят новый закон, сам аккаунт появился на платформе в феврале. Байден, претендующий на переизбрание в этом году, использует TikTok для охвата молодых избирателей. Приложение имеет колоссальные 170 миллионов пользователей в Америке, и более 60% американских подростков сидят в соцсети. Согласно расследованию The Intercept, с сентября известные тиктокеры с миллионами подписчиков были приглашены посетить Белый дом (явно не чтобы сделать красивые фото и видео). Член палаты представителей Джефф Джексон, конгрессмен из Северной Каролины, который может похвастаться двумя миллионами подписчиков, хвалит приложение за его «образовательную ценность». А вот что заявил Роб Флаэрти, заместитель менеджера кампании по переизбранию Байдена: «Нам было бы глупо списывать со счетов любое место, где люди получают информацию о президенте».

Что Байден постит в TikTok и что об этом пишут

Доктор Джессика Мэддокс, профессор цифровых медиа-технологий в Университете Алабамы: «Для президента Байдена и его кампании по переизбранию на 100% лицемерно по-прежнему иметь аккаунт в TikTok. Это заставляет меня скептически относиться к этой истории — если это приложение действительно представляет такую угрозу нацбезопасности, почему организации, близкие к президенту, используют его? Это не имеет смысла, и это заставляет президента Байдена дискредитировать законопроект, который он же сам и подписал».

На фоне таких противоречивых новостей на «белом коне» на платформу въехал сам Трамп — в преддверии выборов его команда тоже завела там аккаунт MAGA. Сам Дональд Трамп предостерег от запрета. Но не думайте, что он так сказал во благо молодых американцев — истинные мотивы экс-президента состоят в том, чтобы Facebook* не стал победителем в этой ситуации. Первые несколько видео команды Трампа критикуют экономическую политику Байдена. И здесь нас также преследует биполярка — не будем забывать, с чьей подачи началась война TikTok с американским правительством. Именно Трамп предложил запретить TikTok в 2020 году, хотя тогда он утверждал, что это было в отместку за неспособность Китая сдержать распространение COVID-19.

За законпроектом, несомненно, последовала судебная тяжба. Две недели спустя популярное приложение отреагировало на законопроект — ByteDance подала иск против федерального правительства, а топ-менеджер заявил рекламодателям, что «они не отступятся». И предстоящая юридическая баталия — это захватывающий вопрос о том, кто есть кто в сфере бизнеса. Государственное регулирование технологий? Напряженность в отношениях между США и Китаем? Будущее креативной экономики? И TikTok-эффект распространяется не только на соцсеть, а влияет на все: от кампании по переизбранию Байдена до Apple и Tesla.

Но не ждите, что все разрешится быстро. Потребуется время, чтобы все это прошло через суды ( и, как всегда, настоящие победители в этой истории — юристы). Хотя, по слухам, уже даже и покупатели нашлись — купить долю популярного сервиса могут Amazon, Apple или Oracle.

Борьба TikTok с правительством США натравливает друг на друга два столпа американского общества: свободу слова и нацбезопасность. Прошедшее десятилетие научило правительства разных стран опасаться соцсетей, начиная с данных, которые они собирают о пользователях, и заканчивая информацией, которую они им предоставляют. TikTok играет на обоих этих страхах. Это не только популярное приложение, в котором пользователи, похоже, теряют счет времени. Его материнская компания базируется в Пекине, столице страны, с которой США находятся не в лучших отношениях. По словам бывшего директора по информационным технологиям Белого дома, запрет TikTok в США может привести к ответным действиям Китая в торговой войне. В то же время госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что тема TikTok не поднималась во время переговоров с Китаем.

Можно до посинения говорить о том, что Коммунистическая партия Китая может заставить ByteDance делиться данными пользователей TikTok в США или влиять на аудиторию. Но правительство США не предоставило доказательств того, что это происходит. Да, угроза иностранного влияния может облегчить принятие запрета TikTok. Но что произойдет в следующий раз, когда правительство захочет установить некоторый контроль над социальными сетями? Успешный запрет TikTok может открыть двери для более агрессивных действий против других технологических компаний.