Для многих думаю не секрет концепции сансары и реинкарнации, которые невозможно на 100% ни опровергнуть, ни доказать, опираясь на материалистическое мировоззрение. Эти концепции подразумевают, что душа находится в бесконечном круге рождений и смертей, меняя материальные тела. Так живое существо обречено претерпевать череду рождений и смертей в разных формах физических тел, пока оно находится под влиянием иллюзорной энергии - Майи.
Эта иллюзорная энергия (игровая платформа), майя, действует в трех режимах, так называемых гунах, что переводится как «веревка», потому что она словно связывает, ограничивает и привязывает живое существо к материальному миру. Обусловленные таким образом живые существа делятся на три категории:
- счастливые,
- деятельные и
- беспомощные.
Ощущением счастья наделяет живое существо гуна благости (саттва), гуна страсти (раджас) – корыстной деятельностью, гуна невежества (тамас), покрывая знания живого существа, связывает его путами безумия.
«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обуславливают его». (Бхагавад-гита 14.5)
✨ Человек в благости находит удовлетворение в своей деятельности или своих интеллектуальных занятиях.
✨ Человек в страсти поглощен корыстной деятельностью, он старается заработать как можно больше денег, но если к ней примешивается благость, то он стремится потратить их на благие дела.
✨ А гуна невежества покрывает знание живого существа – все, что делает человек, находящийся в невежестве, не приносит благо ни ему самому, никому бы не было ещё.
Как правило в каждом из нас все три гуны присутствуют в уникальной пропорции, что наделяет персонаж индивидуальными качествами. Существует несколько простых тестов, как можно определить свою преобладающую гуну.
Первый тест – это реакция на вино:
- после его употребления люди в невежестве становятся гневливыми и мстительными, им хочется драться;
- людей в страсти тянет бурно веселиться и на сексуальные приключения;
- люди в благости от вина расслабляются, становятся очень приятные, любезные и часто хотят спать.
Второй тест – это реакция на молоко:
- люди в благости пьют его много и с удовольствием,
- у людей в страсти оно вызывает бурление и неприятные ощущения в животе,
- люди в невежестве молоко пить не могут, для них это почти яд.
Третий тест – это реакция на солнце:
- чем больше человек любит солнце, ему нравится греться в его лучах (в разумных пределах, разумеется), тем больше в нем благости, и тем солнце ласковей к нему, не причиняет вреда.
- Человеку в страсти нужно находится на солнце очень аккуратно и недолго,
- а человеку в невежестве солнце всегда будет причинять беспокойство, например, он будет все время обгорать.
Есть ещё много критериев, по которым можно в жизни распознать доминирующую гуну:
- музыка,
- книги,
- фильмы,
- увлечения,
- друзья,
потому что в какой гуне чувства человека, то он и будет выбирать, то ему и будет нравится. То есть, ты можешь думать, что выбираешь сам, но за тебя выбирает твоя доминирующая гуна. Конечно, не может быть только одна гуна, они все одновременно действуют на человека, но есть одна преобладающая. И в наших силах жить в благости, даже если мы жили в невежестве или страсти. И, конечно, человек в благости иногда может впадать в страсть и в невежество, это естественный ход вещей, главное там не застревать.
Гуны иногда называют “Ментальными Дошами”.
Поскольку они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
Однако смысл не в том, чтобы определить свою гуну, сейчас внимание, важный момент: смысл в том, чтобы зная о гунах, вообще выйти из-под их влияния. Выйти из-под влияния всех гун и есть освобождение души.
Разумеется, пока живое существо находится в материальном теле, гуны материальной природы будут на него действовать, их нельзя просто отключить, тело – это и есть продукт гун материальной природы. Однако в силах человека ограничить их влияние на себя, в частности низших гун невежества и страсти. Это делается контролем над своими чувствами, к которым, кстати, ум тоже относится.
Важный аспект этого знания и осознания себя душой проявляется в момент и после смерти. Потому что те, кто пребывает в благости, после смерти могут или вообще освободиться навсегда, или эволюционировать в более развитые человекоподобные формы. Люди страсти остаются на земных планетах в знакомой нам человеческой форме, проходят все заново и всегда рискуют сорваться в невежество. Существует 8 млн низших по отношению к человеческой форм жизни – птицы, звери, пресмыкающиеся, деревья и так далее – в зависимости от степени развития невежества человек реинкарнирует в одной из этих форм жизни, из которой нельзя освободиться, как из человеческой.
Хочу закончить одной из моих любимых песен Владимира Высоцкого.
Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Исуса,
Кто ни во что не верит — даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы —
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою,
Но, если жил ты как свинья —
Останешься свиньёю.
Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И, если видел смерть врага ещё при этой жизни —
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.
Живи себе нормальненько —
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.
Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастёшь,
Но, если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным жерехом…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!
Да кто есть кто, да кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.
Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы —
Удобную религию
Придумали индусы!