Найти тему

Как журнал "Мурзилка" воспитывал миллионы советских детей?

Легендарному детскому журналу "Мурзилка" – 100 лет!

Детский журнал «Мурзилка» послевоенных лет формировал у советских детей качества, которыми они должны обладать, идеологию, затрагивал вопросы педагогики, историю страны. Этот журнал готовил младших школьников к дальнейшему их обучению и социализации в стране.

Журнал «Мурзилка» издаётся с 16 мая 1924 года и предназначен для школьников младших классов. Образ Мурзилки, то ли человека, то ли зверька, придуман в 1937 году художником А. Каневским.

В первые послевоенные годы главным редактором была Л. Виноградская. Большинство членов редколлегии журнала были известными детскими писателями и поэтами, такими как А. Некрасов, А. Толстой, С. Маршак и С. Михалков.

Тираж издания менялся со временем: после войны он был меньше, чем в последующие годы. Его популярность с каждым годом росла. Цена за один номер оставалась в изучаемый период неизменной - 1 р.

В журнале публиковались биографии известных литераторов, например, А. П. Гайдара, и материалы о творчестве А. С. Пушкина.

В номере журнала публиковались фотография Гайдара, биография и произведение «Горячий камень». Он – учил детей :

«Растите настоящими большевиками... Учиться надо хорошо и даже отлично».

Журнал воспитывал патриотизм и любовь к Родине, акцентируя внимание на дружбе Пушкина с декабристами, стихах, портретах поэта и произведениях других авторов. В публикациях подчёркивались необъятные просторы страны, справедливость советского государственного устройства и многонациональный характер СССР. Примечательна характеристика поэта в передовой статье журнала:

«Во всех уголках нашей огромной страны имя Александра Сергеевича Пушкина произносится с гордостью и любовью... Он с гордостью воспевал нашу родину, смелых, правдивых, честных людей и обличал тех, кто угнетал народ... Но о чем бы мы ни читали у Пушкина, мы учимся у него любить правду и ненавидеть ложь, любить свободу и ненавидеть угнетателей... Пушкин не только видел бесправное положение народа, но и верил в силы народные».

В песнях и стихах, опубликованных в «Мурзилке», часто называли и образцы советского патриотизма - В. И. Ленина, И. В. Сталина. «Песня юных пионеров» Сергея Михалкова прямо говорит об этом:

«Мы слово свое пионерское дали:
Достойными родины быть!
И родину нашу, как Ленин и Сталин,
Всегда беззаветно любить!».
Об этом читаем и в стихотворении М. Светлова:
«И всем сердцем Родину любя,
Ты всегда учись, живи, работай,
Будто Ленин смотрит на тебя».

Эта идея доводилась до сознания читателей и при помощи визуальных источников. Например, в одном из номеров журнала помещен рисунок В. Щеглова «За Родину! За Сталина!».

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Еще, основными качествами, которые пропагандировал журнал - это трудолюбие и прилежная учеба. Публиковались стихи А. Некрасова «Школьник», рассказа В. Осеева «Разделите так, как делили работу...» и другие художественные произведения, которые способствовали формированию уважительного отношения к труду. Этой же цели соответствовали рисунки, помещенные на страницах журнала.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Например, в майском номере за 1952 г. видим рисунок к книге А. Гайдара «Тимур и его команда»:

«Тимуровцы помогают семьям воинов, ушедших на фронт: носят воду матери красноармейца».

Одной из центральных тем в журнале является прилежная учеба. Хорошисты и отличники становились примерами для всех ребят. Читая статьи журнала о хороших учениках, ребенок представлял себя таким же учеником. Никому не хотелось быть лодырем, который ленится учиться, так как таких учеников никто не любил, и они не могли ничего добиться в жизни. Журнал пытался через разные произведения показать, как хорошо быть прилежным учеником, и призывал всех к добросовестной учебе.

«Учитесь как можно лучше, дорогие друзья!», - призывал школьников в 1946 г. министр просвещения РСФСР А. Г. Калашников. Типичными в этом смысле можно назвать строки из стихотворения Е. Трутнева «В липах, как в шатре зеленом...», опубликованного «Мурзилкой» в 1949 г.:

«Всю весну, почти, что с марта,
Я за книжкой день-деньской:
То грамматика, то карта,
То задачник под рукой.
Чтоб гулять потом все лето,
Потрудиться надо мне.
А хорошие ответы –
Это рапорт мой стране!».

Примером правильного отношения к учебе был, в первую очередь, Владимир Ильич Ленин.

В отрывке «Как учился В. И. Ленин» из воспоминаний его сестры А. И. Ульяновой упомянуто, что читать Ленин научился очень рано - в пять лет, в гимназии он учился легко и хорошо, очень способным был мальчиком, внимательно слушал объяснения учителя на уроке и поэтому получал всегда пятерки. Весь апрельский номер журнала 1952 г. посвящен Ленину. На обложке помещен рисунок А. Ермолаева «Дети у памятника В. И. Ленину в Ульяновске». С. Михалковым написано стихотворение, посвященное месту рождения вождя, - «На родине Ленина».

Много внимания уделяется образу Сталина. В октябрьском номере 1952 г., к примеру, читаем стихотворение М. Светлова:

«Мы прошли по дорогам суровым,
Мы за Сталиным к цели идем.
Ленин - Сталин - Победа - три слова
Мы на знамени нашем несем!».

«Мурзилка» формировал у своих маленьких читателей и образы антигероев. Образ зла отождествляла фашистская Германия. В отрывке из рассказа П. Семынина «Больная бабушка» читаем следующие строки, показывающие негативное отношение к фашистам и величие Красной Армии:

«Вдруг в конце нашего переулка я увидел много красноармейцев, которые шли по мостовой рядами, с ружьями, и несли на плечах фашистов из фанеры (мишени) ... они ставят фашистов на горку и стреляют по ним лежа, с колена и стоя».

А еще, в журнале было много и развлекательных сюжетов. На последних страницах журнала помещались загадки, задачки на размышление, игры, поделки, которые дети делают своими руками. Очень часто публиковались на страницах журнала детские рисунки, сюжетами которых были: школа, пионерская организация, Красная площадь, победа в Великой Отечественной войне.

Источники:

Зарипова Д.М. Образ советского ребенка в журнале «Мурзилка» (1946-1953 гг.) / Д.М. Зарипова // Образ России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 75-летию НГПУ (17-19 ноября 2010 г.) / НГПУ ; под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск : [Изд-во НГПУ], 2010. – С. 141-143