7,9K подписчиков

Едем по МЦД-1: станция «Долгопрудная»

Продолжим нашу поездку по Первой линии Московских центральных диаметров. Сегодня прогуляемся по окрестностям станции «Долгопрудная». Сначала Долгопрудный был безымянным рабочим посёлком, потом его назвали Дирижаблестроем, а спустя два года переименовали в Долгопрудный по названию соседней платформы.

Схема МЦД-1
Схема МЦД-1

🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇

Железнодорожная станция «Долгопрудная» была построена в 1903 году. А назвали её по располагающимся неподалеку водоёмам – каскаду Долгих прудов. Впоследствии станция дала имя выросшему рядом подмосковному городу Долгопру́дному.

Своим развитием этот город обязан предприятию по строительству дирижаблей, которое возникло неподалеку от железнодорожной станции в 1932 году. В короткий промежуток с 1935 по 1938 годы посёлок, которому позже суждено было стать городом, так и назывался – «Дирижаблестрой». Помогать советским конструкторам сооружать аэростаты полужёсткого типа приезжал знаменитый итальянский инженер Умберто Нобиле. Под его руководством были созданы первые советские дирижабли этого вида – «СССР В-5» и «СССР-В6 «Осоавиахим». Последний даже установил мировой рекорд по длительности беспосадочного перелёта среди всех типов воздушных судов: 130 часов и 27 минут.

К 1940-м годам стране понадобились военные самолёты – грянула Великая Отечественная война. Предприятие переориентировалось на выпуск бомбардировщиков – здесь выпускались судна Су-2, Пе-2, Ту-2 и Як-6. Но и дирижабли пригодились – на них тренировали воздушно-десантные войска, а ещё они успешно использовались как заградительные конструкции, повреждающие тросами вражеские самолёты. С 1960-х годов и по сей день Долгопрудненское научно-производственное предприятие выпускает средства противовоздушной обороны. Подробнее познакомиться с историей городского воздухоплавания можно в местном историко-художественном музее. Здесь выставлены оригинальные кабина и приборы аэростата, костюмы воздухоплавателей, фрагменты дирижаблей и много старинных фотографий.

Интересно, что Долгие пруды, давшие название Долгопрудному, в наши дни находятся не в черте города, а на территории соседнего Северного района Москвы. Водоёмы вырыли здесь ещё в 17-м веке как часть парка усадьбы Виноградово. Имение известно тем, что его хозяевами были предки Александра Сергеевича Пушкина.

Первый владелец Виноградова, воевода Гавриил Григорьевич Пушкин, даже фигурирует в трагедии «Борис Годунов». При следующих хозяевах, Бенкендорфах, усадьба стала магнитом для интеллектуалов того времени – здесь гостили поэт Гавриил Державин, историк Николай Карамзин и баснописец Иван Крылов.

А вот дошедшие до наших дней постройки усадьбы Виноградово относятся уже к 20-му веку. Дом в неоклассическом стиле носит имя купчихи Эммы Банзы, купившей имение в дореволюционные времена, а эффектный бревенчатый особняк с башенкой – имя её сына Рудольфа Германа.

Следующая станция 👉 МЦД-1 «Новодачная»

Понравилась экскурсия? Ставьте «лайк»!

--------------------------------------------------------------

А вот наш полный аудиогид по МЦД-1:

Также может быть интересно: