В линейке каждого уважающего себя производителя ПЛМ, есть моторы в которых инженеры - разработчики бренда стремятся воплотить все последние достижения технического прогресса. В качестве “лица фирмы” как правило выступает самый мощный в линейке мотор, ну или несколько моделей двигателей от 250 л.с.
Топовый мотор - это не самый продаваемый мотор (по собственным продажам, а также количеству лицензионных и не очень клонов “девятку - десятку” от Tohatsu не переплюнуть). У мощных моторов несколько другая рыночная ниша. Под флагманские движки проектируются лодки от ведущих верфей, а это уже другие масштабы бизнеса и уровень ответственности производителя.
В давней конкуренции японской и американской конструкторской мысли рождено не так уж и мало достойнейших моторов, но на данном этапе, топовая продукция Mercury Marine, по целому ряду параметров, пожалуй заслуживает право называться лучшей среди равных. Итак.
Seven Marine 627 SV
Самый мощный в мире ПЛМ был снят с производства в 2021 году. Мотор имеет европейское происхождение (VOLVO Marin), однако его непосредственные разработчики проектировали легендарную концепцию Verado, так что “уши” Mercuryиз этого супер мотора всё таки торчали.
Мощность в 627 л.с. у Seven Marine снимались с “наддувного” V8, что возможно и стало причиной того, что этот ПЛМ не получил широкого “гражданского” применения, оставшись стильным элементом перфоманс-лодок и судов для спецслужб.
В любом случае, 627 SV - это уже история, а нишу “царь-моторов” быстро занял, пришедший ему на смену американец -
Mercury V12 Verado
Инновационность этого мотора (600 л.с. при объёме 7.6 литра) заключается в том, что по большому счёту - это первый серийный V12 (до этого были “десятки”). У нового флагманского мотора есть ещё ряд интересных решений, частично опробованных на менее мощных “младших братьях”.
● Автоматическая двухступенчатая трансмиссия обеспечивает выдачу максимального крутящего момента на старте и при ускорении, а потом плавно переключается на вторую передачу, экономя топливо в круизном режиме.
● Система независимого поворота винта. Тот факт, что у мотора поворачивается не весь корпус, а только подводная часть ноги положительно влияет на управляемость лодки, а также позволяет сэкономить место в транцевой зоне, позволяя устанавливать дополнительные моторы, или использовать высвободившееся пространство по своему усмотрению.
● Встроенной система оптимизации расхода топлива (ARO), четыре распредвала, усиленный и “отзывчивый” поворотный редуктор, продвинутая электрогидравлика электрогидравлическим и сдвоенный винт с “противоходом” - инновационных фишек много и все они подчинены тому, чтобы оптимизировать новый топовый ПЛМ как под частную, так и под коммерческую эксплуатацию.
● Эргономика и надёжность. Специалисты особенно отмечают удобный доступ к мотору через оригинальный сервисный люк верхнего обтекателя, что избавляет от необходимости поднимать лодку для планового обслуживания. Кстати, под люком расположен генератор с силой тока 150 ампер, от которого можно быстро подзарядить любые бортовые аккумуляторы. Замена масла производится после каждых 200 часов работы, а расширенное ТО предполагается после 1000 часов (ориентировочно 5 лет эксплуатации).
Практические аспекты эксплуатации топовых подвесных лодочных моторов.
Если исходить только из абсолютных показателей, то 600 “лошадок” и V12 просто не с чем сравнивать, кроме снятого с конвейера Seven Marine 627. Однако, если их сравнить, то Mercury V12 Verado представляется более “заточенным” под коммерческую эксплуатацию (по декларируемому ресурсу и техническому исполнению мотора), в то время как “семёрка” рассматривалась больше как спортивный мотор.
Косвенно это подтверждает и тот факт, что под различные модификации Mercury V12 уже построены лодки от верфей Formula 500 SSC: Tiara 48 LS, и др.
Друзья, топовые моторы, естественно есть и у японских брендов, и пока основным основным конкурентом Mercury является Yamaha с её 425-сильным XTO (F425A). Сравнивать всё таки лучше подобное с подобным и тут Mercury Racing 450R объективно выигрывает. Американец легче на 120 кг, экономичнее (от 10 до 20% на разных режимах хода) и тише своего японского “коллеги”.
Конечно, для покупателей столь дорогих моторов экономия на бензине не является определяющим фактором, но топовые ПЛМ используются далеко не только в лодках сегмента “High Performance” (“понты”, если по нашему). Выигрыш в скорости важен гидам - владельцам рыболовных чартеров, спасателям, береговой охране и т.д., поэтому топовые моторы - это не только свидетельство технологических возможностей и интеллектуального потенциала их создателей, но и востребованный рыночный продукт.
Есть материал вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Оставляйте интересные темы в комментариях, мы постараемся подготовить для них материал.
Всем крепкого здоровья и 7 футов под килем.