В первом романе Стивена Кинга «Кэрри» речь идет о непростой жизни девушки-подростка, которая обнаруживает в себе способности двигать предметы на расстоянии и поджигать всё одним взглядом. Ни в книжке, ни в фильмах на ее основе ни к чему хорошему эти способности не приводят. Как-то окружающим не по нраву было самовозгораться.
К сожалению, в мире реальном самовозгорания тоже происходят. Лето, поле, уборочные работы. Жара. Пшеницу собирают, отправляют в зерносушилку, перемалывают в муку и складируют в каком-нибудь амбаре.
А потом внезапно от амбара или зерносушилки поднимается дымок и случается пожар. Хотя никаких девушек-подростков вблизи не видно.
Дело в том, что пшеница – это сплошные углеводороды, которые при подходящих условиях не прочь навернуть кислорода и хорошенько окислиться.
В результате этого окисления выделяется углекислый газ, вода и немного тепла. От одной частички тепла немного, а вот от целой кучи? Как говорил Раскольников: «Одна бабушка – 20 копеек, а пять – уже рубль!»
Мука – это та же пшеница, только в виде мелких-мелких частичек. Размер ее частиц составляет менее 100 мкм. Зато их много. К тому же сами частицы не гладкие, а пористые. Удельная поверхность муки может достигать пяти квадратных метров на грамм.
Если каждая такая частичка вложится в общее окислительное дело и выделит немножко теплоты, то мало никому не покажется. Сперва мука просто разогреется, этот процесс называется самосогреванием. Ну а затем, нагревшись, и до самовозгорания недалеко.
Даже от муки не знаешь, чего ожидать. Задумал так блинчики печь, считай, подверг себя большим рискам.ёэх