Найти в Дзене
Ирина Ядрихинская

- Как помочь детям сделать правильный выбор?

Предлагаю "случай из практики"

Такой вопрос мне однажды задала клиентка...

Размышления по поводу.

Для начала мне было бы интересно прояснить, правильный для чего?  

Это конкретизирует и сузит диапазон метаний, а, значит, снизит степень внутреннего напряжения и страха как у родителей, так и у детей. 

И в ответе поискать цель этого выбора:

  • для зарабатывания денег,
  • для обеспечения себя и своей будущей семьи,
  • для реализации себя,
  • для развития своих способностей,
  • для того, чтобы уже сам себя обеспечивал,
  • потому что это денежно, перспективно, модно, престижно, обеспечено потенциальным трудоустройством,
  • дающий соцгарантии,
  • дающий хорошую стипендию,
  • обеспечивающий в будущем пенсию,
  • город нравится,
  • переехать в другой город хочется,
  • за компанию с друзьями-одноклассниками и т.д.)

Дальше, правильный для кого? 

Если для родителей, то с этим аккуратней. Это про то самое «МЫ», которое жить не дает. Тут стоит сильно подумать.

Если правильный для ребенка, то спросить, что хочет, что интересно, как видит себя в профессии, о которой мечтает. Вот тут внимательно! 

Часто ни дети, ни родители не представляют профессионального будущего , потому что опыта мало, рынок профессий быстро меняется, предпочтения ребенка могут измениться. Да мало ли разных перемен… 

Возможно, целесообразней определить профнаправление и подбирать вузы, которые в этом направлении учат. Здесь вариант - найти специалиста профориентолога. 

У родителей опыт поступления детей случается в среднем 1-3 раза в жизни, а у профориентологов сотни в год. Я думаю, это вызывает доверие. 

Мы с дочерью обращались. Для дочери прояснили, из каких вузов стоит выбирать, куда прикладывать свои силы при подготовке к ЕГЭ, какие перспективы возможны. Для меня – уровень страха, волнения, тревоги снизился, т.к. я сделала конкретные действия (организовала и оплатила консультацию специалиста, который дал нужную и компетентную инфу). Думаю, такая консультация полезна уже в 9 классе, если в школе предусмотрены траектории обучения.

Не зная броду, не суйся в воду. Я в ОКе.
Не зная броду, не суйся в воду. Я в ОКе.

Дальше – выбор.

Т.е. опять же спросить, что хочет, ребенок. И исходя из ЕГО видения обеспечить возможность выбора вузов, профессий. Мне кажется важным, чтобы была сама возможность выбирать, а не категорично правильное «ялучшезнаюкудатебеидти». 

Если выбор ребенка вас, как родителей, не устраивает, то стоит разговаривать, искать то, что привлекает сына/дочь в этом выборе и предлагать альтернативы, ориентировать на перспективы, интересоваться опытом других людей.  

Не отрицайте категорично.

Во-первых, вы сохраните эмоциональный контакт и доверие своих детей.

Во-вторых, возможно, дети в своем видении в чем-то правее нас, родителей: их горизонт дальше.

Ну, и в конечном итоге, у вас есть выбор не поддерживать выбор детей. Пусть сами! Вы так сможете?

-3

PS. Мнение мое, сугубо личное. Мне кажется, что сейчас так быстро все меняется, что выбор профессии – это узкая задача (за исключением, пожалуй, сферы услуг человека человеком, потому что волосы всегда растут, зубы всегда болят). Как показывает практика некоторые профессии отваливаются за ненадобностью, а востребованность в некоторых уменьшается в силу технологичности и цифровизации процессов. Ценнее выбирать учиться навыкам и овладевать ими профессионально, а затем искать профнаправление, где эти навыки можно реализовать с пользой для себя и окружающих. Учиться учиться. Самостоятельно организовывать свой учебный процесс. Это обеспечит мобильность и адаптивность в профессиональной реализованности на многие годы и позволит ориетироваться на рынке труда.