Найти тему

Бетонные яхты

Любопытно, что яхтой из стали никого не удивить, в отличие от яхты из бетона. Хотя сталь - это металл, который и плотнее и тяжелее бетона. Давайте разберемся кому, почему, когда и зачем пришла идея построить судно из бетона.

Самым первым задокументированным плавсредством из железобетона стала шлюпка, построенная французским инженером Жозефом-Луи Ламбо. А всё началось с того, что Ламбо надоело наблюдать как ломаются ножки у бетонных ящиков с землей, в которых он выращивал зелень и он решил для прочности укрепить бетон металлической сеткой. Конструкция стала намного прочней - так Ламбо стал изобретателем армоцемента. В 1848 году он построил свою первую лодку, используя ту же систему.

Та самая шлюпка Жозефа-Луи Ламбо
Та самая шлюпка Жозефа-Луи Ламбо

Для чего же вообще использовать бетон в кораблестроении? Ради экономии средств. Корпус корабля — это большое количество высококачественной дорогой стали. А бетон дешевле в разы. Поэтому бетонное судостроение (крупных судов) пытались развивать во времена, когда требовалась жёсткая экономия металла (как в годы мировых войн) или экономика в целом была в глубоком кризисе (в межвоенный период), но в дальнейшем оно практически отмерло.

Открытка с изображением бетонного корабля "Atlantus", построенного в 1918 г. и затонувшего в 1926 г.
Открытка с изображением бетонного корабля "Atlantus", построенного в 1918 г. и затонувшего в 1926 г.

А вот яхты из железобетона строили довольно активно в 70-х, 80-х и даже 90-х годах ХХ века. До сих пор некоторые из них ходят по рекам и озерам, в том числе и в России.

Бетонная яхта была у саратовского архитектора Тараса Ботяновского (одно из самых известных и красивых его зданий – жилой дом на проспекте Столыпина, 6/8, где долгое время находилось отделение Сбербанка). Яхту он построил своими руками, она называлась «Ариэль». На фотографии яхта Ботяновского незадолго до завершения постройки и подпись на оборотной стороне.

-4
-5

Ботяновский долгое время ходил на своей яхте и даже участвовал в гонках. Но во время "белого шторма" яхта затонула у причальной стенки в Волгограде. И хотя ее можно было поднять, Тарас Григорьевич понял, что процесс ее восстановления был бы для него слишком сложным, и в дальнейшем уже ходил под парусами на яхтах саратовских клубов.

Тарас Ботяновский (слева) с товарищем по яхтенному спорту
Тарас Ботяновский (слева) с товарищем по яхтенному спорту