В блоге здесь и вообще в моей практике психолога часто поднимается вопрос о том, что формирует в наших детях черты, которые нас расстраивают.
Для меня очевиден тот факт, что принцип: "Делай, как я говорю, а не как я делаю" - не работает.
Воспитание сильно переоцененная вещь. Мы всё придумываем, как запихнуть наших отпрысков в некие идеальные формы. А дети, как и тысячи лет назад, просто копируют тех, кто их окружает. И с большей вероятностью тех, с кем больше себя идентифицируют. Сын - с отцом, старшим братом, дедом. Дочь - с мамой, сестрой, бабушкой.
В подтверждение расскажу сегодня о старом, но очень познавательном эксперименте одного из основателей когнитивного направления в психологии, американского психолога канадского происхождения - Альберта Бандуры.
В эксперименте участвовало 72 ребенка, по 36 мальчиков и девочек от 3х до 5ти лет. Все эти дети были воспитанниками детского сада при Стэнфордском университете. Интересно, что для начала, детей хорошо изучили и ранжировали по уровню агрессивности, чтобы распределение в группах было максимально естественным, и не вышло так, что в какой-то выборке случайным образом собрались самые агрессивные дети, или наоборот.
Далее испытуемых разделили на группы:
- в первой взрослый демонстрировал агрессивное поведение с надувной куклой;
- во второй взрослый демонстрировал не агрессивное поведение с куклой;
- третья группа была контрольной, в которой вообще ничего не демонстрировалось.
Эксперимент
Детей по очереди на 10 минут заводили в комнату с игрушками, которые по предварительным наблюдениям, были для них самыми привлекательными в саду. В отдельном углу комнаты сидел взрослый, который также был частью эксперимента. Детей разделили равномерно, чтобы демонстрировать поведение то в исполнении мужчины, то в исполнении женщины.
В первой группе взрослый через пару минут игры с конструктором начинал агрессивную игру с большой надувной куклой Бобо. Был разработал четкий алгоритм, чтобы проследить степень повторяемости увиденного поведения: удары по игрушке руками, молотком, ногами, прыжки на кукле, и чередование агрессивных и нейтральных фраз. Этот этап длился 10 минут.
Далее детей провожали во вторую игровую комнату, но тут взрослый через пару минут игры запрещал трогать с любую игрушку со словами, что приберёг ее для других детей. Это было нужно для фрустрации (расстройства из-за обманутого ожидания). На тот момент уже было известно, что фрустрация после наблюдения агрессии усиливает её.
Третья комната тоже была наполнена различными игрушками, также там была кукла Бобо. Но не было экспериментатора. И дети могли делать всё, что им хотелось.
Во второй и третьей группе повторялись все этапы. Но взрослый участник эксперимента во второй группе демонстрировал мирную игру с куклой Бобо, а в третьей ничего не демонстрировал.
Результаты эксперимента:
1. Дети в первой группе значительно чаще, проявляли агрессивное поведение по отношению к игрушке, чем во второй и третьей группах. При этом часто повторяя весь алгоритм агрессии, как по инструкции.
2. Мальчики чаще копировали поведение мужчины, девочки чаще копировали поведение женщины.
3. Мальчики в целом чаще проявляли агрессию в игре.
Получилось, что дети из благополучных семей, уже имевшие представление о том, что такое социально одобряемое поведение, переставали тормозить злость после фрустрации. Они также воспроизводили весь набор грубости: удары молотка, прыжки на игрушке, пинки и грубые фразы, после наблюдения за взрослым, демонстрировавшим агрессию.
Альберт Бандура занимался изучением феномена социального научения. Он пришел к выводу, что в социальной среде дети часто получают уроки агрессии, но это не значит, что все они будут демонстрировать агрессию. Но с большей вероятностью такое поведение по отношению к окружающим проявляют дети, которые сталкиваются с агрессией в семье. Научение происходит тогда, когда дети воспринимают грубость как легитимный способ добиваться целей (наказание). В этом смысле Бандура в своё время озадачил педагогов, многие из которых в далёком 1962м году считали физическое наказание эффективным способом снижать не желательное и агрессивное поведение. Оказалось, что снижать агрессию агрессией, это все равно, что гасить огонь ветром.
Результаты эксперимента, конечно, нельзя воспринимать, как прямую аналогию с жизнью. Очевиден тот факт, что многие дети не копируют поведение значимых взрослых полностью по разным причинам. Огромное количество факторов будут усиливать или ослаблять социальное научение. Тем не менее, очевидно, что статистически выводы Альберта Бандуры очень соразмерны с жизнью.
А в свой практике психолога я сталкиваюсь с тем, что даже категорически не желая походить на своих родителей, взрослые дети очень часто повторяют их алгоритмы поведения. А порой и на событийном уровне проживают жизнь идентичную родительской.
Симикина Ирина. 14 мая 2024 года.