Поезд Победы

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.

На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в "Поезде Победы". Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, интересно также и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Все это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми.

В начале посещения каждому выдается аудиогид, а на мультимедийном экране известный актер Харатьян Дмитрий дает инструкции и рассказывает правила нахождения в Поезде Победы.

Далее под стук колес начинается экскурсия. Предвоенные годы — Великая Отечественная — Победа. По этому историческому маршруту посетителей ведет девушка Лидия. Язык не поворачивается назвать ее вымышленным персонажем и говорить о ней как о функции. Лидия — не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения, юная советская девушка. Ее судьба — это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, опытом Победы. В 1941-м ей девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза. Вместе с Лидией, вместе с ее прототипами — нашими предками — мы пройдем путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Мы увидим войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий.

Первый вагон. Мирное время.

Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-2
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-3

Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, летчики... Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь?

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-4
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-5
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-6

Планам этим не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941 года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «...без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...»

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-7
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-8
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-9
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-10
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-11

Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но известно одно: следующие четыре года изменят все навсегда.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-12

Второй вагон. Брестская крепость.

Резкий переход от мира к войне — контраст между интерьером жилой комнаты тихим утром 22 июня 1941 года и армадой немецких бомбардировщиков, виднеющейся за окном.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-13
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-14

Брестская крепость — символ стойкости и мужества советского человека с первых же минут Великой Отечественной войны.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-15
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-16

Защитники крепости сражались в тяжелейших условиях: приходилось укрываться в подвалах, люди испытывали постоянную нехватку воды, продуктов питания, боеприпасов, медикаментов, не имели никакой связи с основными силами Красной Армии, ничего не знали о происходящем за пределами крепости.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-17
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-18
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-19

Но вместо нескольких часов, отведенных на захват Брестской крепости по плану вермахта, она держалась до 29 июня, а отдельные очаги сопротивления — до конца июля 1941 г. Участники героической обороны крепости — солдаты и командиры Красной армии, а также женщины и даже дети — члены семей военнослужащих.

Третий вагон. Поезд на фронт.

В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-20
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-21
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-22

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-23
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-24
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-25

На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у них солдатские медальоны, которые выдавались каждому зачисленному на военную службу: в такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.

Окоп.

В этой части состава остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще совсем недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, потерь безвременья.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-26

Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-27
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-28

Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно продемонстрировать всему миру триумф "молниеносной войны". Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тысяч человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

Четвертый вагон. Концлагерь.

Концентрационные лагеря вошли в историю человечества как самые жестокие места заточения и уничтожения людей. Существовали до начала и во время Второй Мировой войны на территориях, занимаемых гитлеровской Германией.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-29
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-30
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-31

Ужасы, происходящие на поле боя, не могли сравниться с тем, что происходило в концлагерях. Бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры — то, через что пришлось пройти узникам нацистских лагерей, не может вместить человеческий разум. Но человечество должно об этом знать и помнить спустя десятилетия и века.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-32
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-33
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-34

Пятый вагон. Санитарный вагон.

С первых дней военные медики спасали жизни бойцов, не жалея себя. Девушки — санитарки на своих хрупких плечах под взрывами снарядов вытаскивали раненых с поля боя. Хирурги оперировали по несколько суток без сна, находясь на пределе человеческих возможностей. Благодаря их самоотверженному труду тысячи советских солдат, раненных в боях, возвращались в строй, чтобы продолжить громить фашистских захватчиков.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-35
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-36

11 863 поезда было задействовано за годы войны в перевозках по эвакуации раненых. 5 млн человек — общее число вывезенных железнодорожным транспортом раненых и больных за всю войну.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-37
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-38

Постоянные военно-санитарные поезда предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов. Они состояли из 17-18 вагонов вместимостью от 374 до 507 мест, в том числе для тяжелораненых — до 147. В составе постоянного военно-санитарного поезда имелись электростанция, вещевой цейхгауз, кухня, аптека-перевязочная, вагон для тяжелораненых.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-39
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-40

"На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро — обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух", — рассказывала Александра Киселева, медсестра военно-санитарного поезда №312.

Наука.

Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство. Под руководством физиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-41
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-42
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-43

Конструкторскими бюро С.В. Ильюшина, А.В. Яковлева, А.Н. Туполева, С.А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе. При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники. Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях. Гигантский прорыв в науке позволил Красной армии получить преимущество на поле боя.

Шестой вагон. Вагон банно-прачечного поезда. Банно-прачечные поезда в годы войны были одним из средств соблюдения чистоты и гигиены — обязательного условия в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья, ведь болезни значительно ослабляют армию. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-44
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-45

Этот вагон позволяет посетителю впервые столкнуться с врагом лицом к лицу, здесь пленных немцев готовят к гигиеническим процедурам. Среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс, недавно взятый в плен под Сталинградом. В состав банно-прачечных поездов входили 4 вагона банно-дезинфекционного отделения, состоящие из раздевалки, душевой, дез. камеры и одевальной, 4 вагона прачечной с механическими стиральными машинами. Также были и вспомогательные вагоны: две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состава поезда.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-46
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-47

Поход в банный поезд был радостным событием — десять вагонов банно-прачечного поезда бойцы сравнивали с десятью кругами рая. Производительность поезда была высокой: за один час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-48

Блокада.

Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город от всей страны с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей — Дорога жизни.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-49

Магистраль проходила через Ладожское озеро — летом по воде, зимой по льду осуществлялось обеспечение города продовольствием и эвакуация Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной в истории: от холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-50
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-51

После прорыва блокады город потихоньку возвращался к мирной жизни. По одной из городских легенд, чтобы восстановить город потребовались усилия не только людей, но и кошек! В Ленинград со всей страны отправили борцов с крысами, которые заполонили город. Впоследствии этих котов стали называть ленинградскими.

Седьмой вагон. Штабной вагон.

Успех операции "Багратион", одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта. Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-52

Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион». Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики. За годы войны советские контрразведчики провели 183 радиоигры для дезинформации противника и выиграли "войну в эфире".

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-53
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-54

Фрагменты воспоминаний маршала Рокоссовского: "Нелегкое дело предстояло нашим солдатам и офицерам — пройти эти гиблые места, пройти с боями, пройти стремительно. Люди готовили себя к этому подвигу. Пехотинцы невдалеке от переднего края учились плавать, преодолевать болота и речки на подручных средствах, ориентироваться в лесу. Было изготовлено множество мокроступов — болотных лыж, волокуш для пулеметов, минометов и легкой артиллерии, сделаны лодки и плоты. У танкистов — своя тренировка".

Бронепоезд.

На фронтах Великой Отечественной действовало более 200 советских бронепоездов, многие из них были награждены орденами и медалями, а некоторые — закончили свой боевой путь под Берлином и Кёнигсбергом. Все бронепоезда имели сходную конструкцию и состояли из бронеплощадок, бронепаровоза, двух или четырех площадок ПВО и вспомогательных платформ.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-55
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-56

Бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги: в общей сложности они уничтожили почти 400 вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше 700 автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и 2 вражеских бронепоезда.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-57
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-58

Одним из самых известных стал бронепоезд "Илья Муромец", построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Он стал одним из первых бронепоездов в мире, вооруженных реактивной артиллерией. В боях с вражескими бронепоездами он оправдал свое могучее название и дошел до Берлина.

Восьмой вагон. Преступления японских милитаристов.

Хабаровский процесс (25-30.12.1949 года) — суд над военнослужащими японской Квантунской армии, обвиняемыми в создании и применении бактериологического оружия. Обвиняемым были назначены различные сроки заключения.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-59
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-60

Токийский процесс (3.05.1946 - 12.11.1948 года) — суд над японскими военными преступниками из числа высшего военного и гражданского руководства Японской империи. Для проведения процесса был сформирован специальный судебный орган из представителей 11 государств. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни, остальные — к разным срокам заключения. Эпизод воссоздает интерьер биолаборатории, где японскими врачами проводились нечеловеческие медицинские опыты. Многие опыты фиксировались на фотоаппарат или камеру.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-61
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-62

В экспозиции представлены трое подсудимых Хабаровского процесса: Отодзо Ямада — один из главных обвиняемых — генерал Императорских вооруженных сил Японии, командующий Квантунской армией, а также 2 офицера — сотрудника биолаборатории — Кадзуо Митомо и Киёси Кавасима. "Отряд 731" — специальный отряд японских вооруженных сил, занимался исследованиями в области биологического оружия, опыты производились на живых людях. Создан императором Хирохито в 1932 году, имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая. Напротив лаборатории расположена фигура девушки — китайской партизанки Чэн Бенхуа. В 1937 Чэн Бенхуа вместе со своим мужем присоединились к антияпонским силам самообороны в округе Хэсянь. После гибели мужа она была схвачена японцами. Пытки не сломили Чэн, в 1938 году она была казнена. В экспозиции запечатлен образ храброй и отважной девушки перед казнью — такой она вошла в историю и стала героиней для своего народа и всех борцов за свободу.

Нюрнбергский процесс.

Послевоенное мироустройство требовало суда над военными преступниками и осуждение нацистской захватнической политики, направленной на уничтожение целых народов. Международный военный трибунал в Нюрнберге — ключевой судебный процесс над главными нацистскими преступниками гитлеровской Германии состоялся после окончания Второй мировой войны с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-63
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-64

На Нюрнбергском процессе был впервые на международном уровне озвучен весь масштаб зверств нацистских преступников на оккупированной территории СССР. В эпизоде экспозиции "Поезда Победы" воссозданы скульптуры подсудимых — военных преступников из руководства нацистской Германии в момент просмотра фильма "Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков", представленного советской стороной в качестве доказательства виновности руководителей нацистской Германии.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-65
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-66

На процессе работал творческий коллектив советских художников-графиков — "Кукрыниксы", в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их задача была — сделать карикатуры по рисункам, сделанным в зале суда. Подсудимые, замечая, что их рисуют, закрывали лица руками, газетами, всячески мешая выполнять работу. Сохранились воспоминания художника Николая Соколова о процессе.

Девятый вагон. Победа и возвращение домой.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-67
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-68

Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, но они оставили не только отпечаток на лицах, но оставили глубокие шрамы в душах людей, прошедших это страшное испытание. Сколько было этих ребят — молодых неопытных пареньков, брошенных судьбой в котел мировой войны?! Сколько их не вернулось? Сколько домов было погребено под слоем золы, пыли и крови? Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер? И какими героическими усилиями простые люди восстанавливали разрушенную страну? Все эти люди — настоящие герои, которые не ждали почестей, славы или богатства. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-69
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-70

Победа, которую советский народ ждал долгих четыре года, первые мирные дни, возвращение с фронта воинов-победителей. Радость, переполнявшая всех уцелевших в этой страшной, кровопролитной войне, не могла заглушить чувство горечи потерь. Цена Победы оказалась слишком высока. Каждому из нас стоит задуматься над тем, для чего и как мы живем, достойно ли мы распорядились даром — жизнью, дарованной нам теми, кто отдал свои жизни, кто выстоял и выжил в той страшной войне.

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-71
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-72
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-73
«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.-74

Мы ни насколько не пожалели, что посетили передвижной музей "Поезд Победы".

А здесь еще пара интересных статей: