Есть у меня знакомая, которая убеждена, что ее услуга всем понятна. Она занимается какой-то эзотерической чухней. Вроде практики рейки или около того.
Она пишет посты для привлечения новых клиентов. И сыплет там кучей каких-то совсем непонятных терминов. Лайков мало, комментов тоже. Короче, посты идут мимо.
При этом она убеждена, что на самом деле всё окей. У нее есть несколько клиентов, которые сказали ей, что прекрасно понимают всё, о чем она говорит в контенте.
Вот она и продолжает писать для этих трех человек, а все остальные понять ее не могут.
Есть у меня другой знакомый. Предприниматель.
Он всегда у всех спрашивает кейсы. Он даже сидит на VC и мониторит все новые кейсы на рынке.
Подрядчик, который слил ему рекламную кампанию, даже не выйдя в ноль, был с отличными кейсами. Но предпринимателю не повезло пополнить список проектов, которые упакуют в кейс.
К сожалению, он пополнит гораздо больший список, о котором принято молчать.
Я как-то восхищался старым храмом в Турции. Говорил жене: «Смотри! Смотри, как раньше строили. Не то что на века, на тысячелетие!»
Проблема только в том, что, кроме этого храма, до наших лет дожили только несколько строений.
Всё остальное разрушило время.
В таких ситуациях я теперь всегда вспоминаю дельфинов. Считается, что они помогают утопающим, толкая их к берегу. Вот только так говорят те, кого они действительно толкали к берегу, а не от него. На самом деле дельфины просто играют, и те, с кем они играли в противоположную от берега сторону, уже ничего не расскажут.
Это хрестоматийный пример ошибки выжившего. Когда по одной группе данных много (выжившие), а по другой практически нет (погибшие).
Мы автоматически учитываем известное и игнорируем неизвестное. Так произошло во всех вышеизложенных примерах.
Знакомая пишет посты, опираясь на мнение 3 людей, которые уже стали клиентами, а не тысячи подписчиков, которые ее игнорят.
Предприниматель принимает решение только по успешным кейсам, игнорируя другие факторы.
Я восхищался мастерством древних строителей, хотя до наших дней дожили только несколько зданий.
Как не попадаться на это когнитивное искажение?
Приучить себя думать не только над известными результатами. А стараться понять, что произошло с неизвестными и почему.
Почему специалист работает 10 лет, а у него благодарности клиентов только за последний год? Где остальные за 9 лет?
Почему у наставника наставников только один ученик заработал миллион за месяц? Сколько заработали все остальные?
И задание со звездочкой: почему не стоит первой профессией становиться актером, музыкантом или блогером?
Ответ на последний вопрос ищи под этим же постом в моем ТГ канале: https://t.me/+XDSF-CSYlMgzMGQy