Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Чудовище" (Франция) и другие комедии Клода Зиди

Чудовище / L'Animal. Франция, 1977. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Одиар, Клод Зиди, Доминик Фабр. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Рэкел Уэлч, Дани Саваль, Раймон Жером, Шарль Жерар, Клод Шаброль, Жюльен Гийомар, Альдо Маччоне, Жозиан Баласко, Ришар Боринже и др. Кинопрокат во Франции – с 5 октября 1977: 3,2 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1980. 41,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Комедия Клода Зиди «Крылышко или ножку?» оказалась неплохим бенефисом Луи де Фюнеса (1914-1983). Еще одним бенефисом, на сей раз для Жана-Поля Бельмондо (1933-2021) стала комедия Клода Зиди «Чудовище».

Несмотря на рискованную по тем временам тему гомо****уализма, «Чудовище» допустили к «широкому зрителю» и в СССР. Слишком велико, вероятно, было финансовое искушение.

Расчет оказался верным: Бельмондо и его партнерша – бывшая манекенщица и звезда нашумевшего фильма «Миллион лет до нашей эры» Рэкэл Уэлч – восхищали публику превосходной спортивно-комедийной формой.

Бельмондо достались здесь сразу две роли изнеженного и капризного киноактера с «голу**ватым» оттенком и его отважного дублера-каскадера.

Советская кинопресса отнеслась к «Чудовищу» крайне отрицательно. К примеру, рецензия известного кинокритика Мирона Черненко (1931-2004) опубликованная в журнале «Искусство кино», назвалась «Пародия, обернувшаяся пошлостью». В статье утверждалось, что в «Чудовище» «сюжета на полнометражный фильм, как бы режиссер ни был изобретателен, у него все равно недоставало, отсюда и весь тот коктейль из заковыченных и расковыченных цитат и модной в буржуазном кино игре на двусмысленных эротических мотивах» (Черненко, 1981: 188-189).

Во Франции «Чудовище» посетило примерно столько же зрителей, что и такие известные комедии Клода Зиди, как «Не упускай из виду» и «Он начинает сердиться», но в СССР этот фильм пользовался гораздо большим успехом у аудитории...

-2

Склока / La Zizanie. Франция, 1978. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Мишель Фабр, Паскаль Жарден, Жан-Пьер Моки. Актеры: Луи де Фюнес, Анни Жирардо, Морис Риш и др. Кинопрокат во Франции – с 22 марта 1978: 2,8 млн. зрителей.

Комедией «Склока» Клод Зиди продолжил свою работу со знаменитым комиком Луи де Фюнесом (1914-1983). Здесь де Фюнес сыграл хозяина фабрики, производящей приборы для контроля за загрязнением окружающей среды. А Анни Жирардо (1931-2011) досталась роль его жены. По ходу сюжета супруги не на шутку ссорились, а зрители с удовольствием наблюдали за замечательным дуэтом двух выдающихся актеров…

-3

Глуп, но дисциплинирован / Bête mais discipliné. Франция, 1979. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Мишель Фабр. Актеры: Жак Виллере, Мишель Омон, Мишель Роббе, Кельвин Дюмур, Селеста Боллак, Катрин Лашенс, Дмитрий Рафальский, Даниель Отей и др. Кинопрокат во Франции – с 22 августа 1979: 0,7 млн. зрителей.

…Застенчивый и неуклюжий Жак попадает на военную службу. Там он садится за руль специальной машины скорой помощи, которая везет некого секретного агента в компании с изобретателем…

Лишенная звездного актерского состава комедия «Глуп, но дисциплинирован» оказалась одним из самым болезненных коммерческих провалов режиссера Клода Зиди, да и каким-то заметными художественными достоинствами она, на мой взгляд, не отличалась…

-4

Придурки на экзаменах / Les Sous-doués. Франция, 1980. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Фабр, Дидье Каминка и Клода Зиди. Актеры: Даниель Отей, Филипп Таччини, Франсуаза Мишо, Гаэтан Блум, Патрик Лоран, Мария Паком, Мишель Галабрю и др. Кинопрокат во Франции – с 30 апреля 1980: 4,0 млн. зрителей.

Придурки на каникулах / Les Sous-doués en vacances. Франция, 1982. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Фабр, Дидье Каминка, Клод Зиди. Актеры: Ги Маршан, Даниэль Отёй, Грейс Де Капитани, Юбер Дешам, Гаэтан Блум, Патрик Лоран и др. Кинопрокат во Франции – с 10 марта 1982: 3,6 млн. зрителей.

Потерпев неудачу с комедией «Глуп, но дисциплинирован», Клод Зиди решил вернуться к стилю своих коммерчески весьма успешных комедий о «новобранцах» в фильмах «Придурки на экзаменах» и «Придурки на каникулах».

В первой из этих комедий старшеклассники частной школы без конца разыгрывают друг друга и учителей, дурачатся и хохмят. А директриса в ответ покупает обучающую машину, которая пытается справиться с шалунами по-своему… Во второй ленте этой дилогии весело обыгрывается любовная линия с симпатичными сестрами-двойняшками…

Французская публика отнеслась к этим фривольным комедиям Клода Зиди с энтузиазмом, но вот в кинопрокат СССР они не попали, так как цензоры, скорее всего, решили, что эти ленты не могли научить советскую молодежь ничему хорошему…

-5

Инспектор-разиня / Inspecteur la Bavure. Франция, 1980. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Жан Бушо, Клод Зиди. Актеры: Колюш, Жерар Депардье, Доминик Лаванан, Жюльен Гийомар и др. Кинопрокат во Франции – с 3 декабря 1980: 3,7 млн. зрителей. В СССР – с 12 ноября 1982. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».

Комические ситуации в «Инспекторе-разине» во многом построены на том, что полицейский в исполнении популярного комика Колюша (1944-1986) явно не соответствует своей ответственной работе: то и дело попадает впросак…

В год выхода комедии «Инспектор-разиня» журналист Галина Сенчакова писала в «Спутнике кинозрителя», что «успех Колюша прежде всего в демократичности образа-маски, созданного актером. Герой Колюша — простак, доверчивый, добродушный, несколько стеснительный, робкий, к тому же не очень удачливый. … В силу тех же причин умеет находить выход из трудного положения. Инспектор-разиня — это он. Разумеется, фильмы с Колюшем всегда комедии. Однако, смех смехом, но иногда комедия оборачивается и драматической стороной. А иногда в ней присутствуют невероятные приключения. Например, в «Инспекторе-разине» есть весь детективный набор — полицейские, преступник, даже не один, наконец, есть преступление. Разумеется, все в комедийном варианте. … Впрочем, Колюш смешон даже в ярости. У Жерара Депардье, знаменитого партнера Колюша по этой картине, глаза от ужаса лезут на лоб, когда разиня крушит бульдозером дом, где он спрятал не в меру любопытную журналистку-заложницу. А мы смеемся. Значит, комедия удалась...» (Сенчакова, 1982).

Киновед Александр Федоров