ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В центре села Татьянино Нерехтского района стоит поруганный храм в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В годы забвения специалисты называли храм "одним из самых выразительных памятников Нерехтского района, обладающий стройностью объемной композиции и развитым фасадным декором... относится к лучшим культовым сооружениям барокко 1-й по. 18 столетия в области..."
В этом храме я был в мае 2014 года...
Впервые село Татьянино упоминается в документах 1624 (132 г.) и 135-139 годов в качестве поместья Ф. Т. Ивашева. Для нас важно то, что здесь есть упоминания храмов, их два. Первый - в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая чудотворца, Сергия Радонежского и Игнатия Богоносца; второй - Воскресения Христова с приделом Флора и Лавра. Оба храма по описанию были деревянными. Примечательно, что в 143 (1635) году указан храм Рождества Христовас приделами, причем храм видимо новый, т.к. не освящен. Обратите внимание, во втором абзаце документа указано, что в выписках с отдельных книг указано, что "настоящий храм Рождества Пресвятой Богородицы, а не Рождества Христова", тогда как местное духовенство свидетельствует наоборот!
В других документах местная церковь все-таки указана как храм Рожества Христова, но отмечается "писать как Воскресение Христово". Видимо, название прихода в 17 веке было определено по теплому храму.
Вторя часть документа свидетельствует нам о том, что в 1733 году было получено разрешение на строительство нового каменного храма, а в 1735 году храм уже упоминается как новопостроенный...
Считается, что ныне существующий храм строился в несколько этапов. Основной объем был построен в 1734 году, но вскоре, алтарб был разобран и заменен новым с сохранением декора. Колокольня построена в начале 19 века, а трапезная во 2-й четв. 19 века. (Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11. С. 270).
Статистическое описание за 1863 год (кстати, если что, до революции Татьянино входило в Костромской уезд):
Приход в то время составлял более 1200 человек. В 1911 году в приходе было уже более 1700 человек:
Композиция храма симметрична относительно продольное оси. Основная часть храма высокая, выполнена по схеме восьмерик на четверике. Алтарь низкий, по ширине совпадает с четвериком. Трапезная часть, наоборот, гораздо шире основного объема храма; высота одинакова с алтарем. Массивная колокольня выполнена в три яруса, каждый в форме четверика. Шпиль колокольни не сохранился...
Колокольня. Как мы видим все три яруса практически одинаковы и лишь незначительно отличаются по размеру. Первые два яруса декорированы четырьмя колоннами. На первом ярусе колонны несут на себе треугольный портик, на втором ярусе это уже полуколонны, на которые опирается карниз, на третьем ярусе полуколонны поставлены в углах четверика:
В настоящее время утрачены кровля и шпиль колокольни, частично обрушен свод трапезной части, как и на алтаре отсутствует кровля.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на одну интересную особенность храма: его главка выполнена из кирпича:
Интересное решение:
Кстати есть фотография, где на куполе еще стоит крест:
Интерьеры храма не сохранились.
Вид на колокольню через свод трапезной части:
Трапезная часть:
Низкие своды трапезной еще опираются на массивные колонны.
В четверике:
Как видим, проходы в алтарь заложены. Вероятно, в советское время храм использовался не по целевому назначению...
Свод храма:
Во всем храме сохранилось лишь два намека на фрески. Это внутри первого яруса колокольни:
В настоящее время храм переживает свое воскресение. Сейчас он законсервирован: установлена временная кровля, оконные проемы закрыты. Таким образом храм защищен от дождей, снега и ветра... Он ждет своего восстановления, когда его стены вновь наполнятся прихожанами и вознесется молитва БОГУ!
Эту статью мне бы хотелось закончить словами письма графа Монте-Кристо, которое он написал своим молодым друзьям с высоты своего тяжелого жизненного опыта. Эти письмо помещено в самом конце романа.
Итак слово графу Монте-Кристо: