Это часть Всероссийской государственно-церковной акции-молебна о победе в СВО.
В Вологду привезли не «оригинальную» Казанскую икону, которая по преданию патриарха Гермогена была обретена на пепелище Казани, сгоревшей в 1579 году, благодаря видению десятилетней девочки, которой во сне явилась Богородица и указала, где нужно копать… Судьба той древней иконы остаётся неизвестной после того, как в 1904 году она была украдена из Богородицкого монастыря.
В столицу Вологодчины приехала копия Казанской иконы, так называемый «московский список», с которым в ноябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского вступило в московский Китай-город, изгнав оттуда поляков. А члены Изборского клуба полагают, например, что московская Казанская икона вместе с другими древними «чудотворными» иконами (Владимирской и Смоленской) летали в годы Великой Отечественной войны над Москвой и фронтами, спасая столицу от немецкого нашествия и помогая советской армии побеждать врага…
Официальный повод появления «чудотворной» иконы – проведение государственно-церковной акции - Всероссийского молебна о Победе, который пройдёт в 52-х регионах страны.
В Вологде соответствующее торжественное богослужение прошло накануне в Софийском кафедральном соборе с участием трёх архиереев, всего городского духовенства Вологды и представителей городского и областного начальства.
Политическое православие – давняя традиция христианства, пытавшегося занять место государственной религии ещё во временя поздней Римской империи. Для чего приходилось заменять моральные нормативы Нового завета заимствованиями из Ветхого завета, гностики, античной мифологии, буддизма и индуизма, знакомых грекам с эллинистической эпохи (например, неиудейское переосмысление ада). Вступая в союз с государством, церковь была вынуждена стать инструментом управления, оправдывать войны, грабежи (как неотъемлемую часть войн), убийства (смертная казнь) и иные несовместимые с гуманизмом христианства элементы государственной политики. Стремясь к экспансии в Северной Европе, церковь заигрывала с суевериями местной знати ради популяризации самой идеи и защиты монастырей от нападений.
Государственно-церковное партнёрство всегда было характерным и для России. И прерывалось, собственно говоря, лишь дважды – с приходом к власти большевиков и до 1943 года, когда в СССР с согласия Сталина было восстановлено патриаршество. Во второй раз охлаждение между РПЦ и советским государством произошло с приходом к власти Никиты Хрущёва.
После распада Советского Союза церковь была вынуждена сотрудничать и с криминалом – он готов был поддерживать РПЦ в обмен «магические» услуги. Особенности ситуации и своеобразного отношения новых заказчиков к церковному «волшебству» позволяли даже совмещать христианские таинства с нумерологией, дарующими удачу языческими обрядами, ритуалами различных шаманов и колдунов. Оказывая помощь формировавшемуся «новому дворянству», духовенство награждалось пожертвованиями на храмы, инфраструктуру и собственное содержание.
А с конца 1990-х «Солидный Господь для солидных господ» (@Виктор Пелевин) стал элементом престижа и самоидентификации нового правящего класса - подвинувшего ельцинскую олигархию. После смерти патриарха Алексия II в 2008 году, державшегося за внемирской статус церкви, пошло ускоренное встраивание церкви в вертикаль, что положительно сказалось на ее финансировании и влиянии. Правда, РПЦ начала терять паству, в особенности, молодёжь: интеграция в вертикаль всегда несет риск дефолта по кредиту доверия.
Но на это мало кто обращает внимание. Напротив, начальство всячески старается поддерживать авторитет церкви, как одной из опор декларируемых «традиционных духовно-нравственных ценностей». И особенно – как источника тех самых магических ритуалов, совмещающих в себе языческие и православные мотивы и призванных вызвать благосклонность высших сил.
Год назад, во время своего внезапного визита в штабы группировки войск «Днепр» в Херсонской области и национальной гвардии «Восток» в Луганской Народной Республике российский президент Владимир Путин вручил военным копии иконы, которая, по словам главы государства, «принадлежала одному из наиболее успешных министров обороны Российской империи».
Похоже, нынешний Всероссийский молебен о Победе – имеет ту же природу.
Завершатся мероприятия, связанные с присутствием Казанской иконы Богоматери в Вологде крестным ходом вокруг города в сопровождении… мотоциклистов. Последняя деталь, пожалуй, не должна удивлять – это всего лишь развитие появившейся в начале десятых годов традиции «православных байкеров» как новых «политических солдат» или даже «рыцарей», поддерживающих российское руководство.
Да и многие руководители из тех, кто помоложе, сами не прочь в свободное время или по необходимости погонять на байке…